Без рубрики·Новичкам о СО·Социализация и СО

Почему нешкольные семьи не хотят социализации школьного типа для своих детей

Сегодня под социализацией детей обществом понимается исключительно школьная социализация. Школа в текущем ее формате – это явление всего 200-летнее, до этого социализация проходила вне единообразной системы школ. Конечно, различные виды образовательных учреждений существовали с древних времен, но школьная система была очень неоднородна, и выступала придатком процесса взросления, а не его стержнем.

В Пруссии в конце 18го века была введена первая в мире система государственного образования. Как показывает в своем блестящем анализе Джон Гатто, главной целью разработки и внедрения этой системы была именно социализация определенного типа, которая бы формировала для государства новый вид людей. Тоже было повторено и в России после большевистской революции: система школ должна была создавать новый тип человека – советского человека. Для внедрения нового общественного порядка нет лучшего способа, чем изъять из традиционного уклада в первую очередь детей, поскольку именно их легче всего социализировать на новый лад.

Академические знания не были целью внедрения системы школ. В США после внедрения школьной системы уровень грамотности упал более чем в 10 раз.

Школа создала совершенно новый, уникальный тип социализации, обеспечить который вне школы довольно сложно, да и вряд ли какой родитель на такое пойдет.

Чтобы проанализировать школьную социализацию, давайте напомним себе определение термина «социализация». Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Как мы определяем эффективность социализации в школе? Очевидно, по тому насколько успешно ребенок функционирует в школьной среде.

Какие же образцы поведения и психологические установки нужно обрести ребенку чтобы успешно функционировать в школьной среде?

  1. Ребенок должен усвоить, что люди в обществе делятся на классы по возрасту. Для этого очень важно знать номер своего класса.
  2. Ребенок должен усвоить, что самое важное – это присутствие на уроках, следование школьному расписанию. Это то, единственное что школа требует неукоснительное. Итак, расписание – превыше всего. Ребенок должен привыкнуть, что расписание его жизни составляется неизвестными ему людьми и самое важное для него — это строго ему следовать. Ни за что школа так не преследует, как за несоблюдение расписания. Самостоятельно планирование своей деятельности исключено, даже дома ребенок должен следовать школьному плану и выполнять то, что ему дано как «домашнее задание».
  3. Он должен научиться беспрекословно подчиняться внешней дисциплине, и ждать от внешнего источника указаний касательно того, что он должен делать: вставать или садиться, слушать или писать, говорить или молчать. Вся деятельность его как человека должна быть строго регламентирована извне, личное пространство и личное время в школьной среде под запретом. Самодисциплина не является необходимым навыком для успешного функционирования в школьной среде.
  4. Ребенок должен усвоить, что источником оценки его успеваемости являются люди, которых назначает государство. Ребенок должен понять, что при оценке его деятельности важна не степень усилий, которые он потратил на достижение результата, а то, удалось ли ему достичь стандарта, который определяют назначенные государством люди. Превышение этого стандарта не влечет за собой никаких особых поощрений. Углубленные знания в какой-либо области не требуются.
  5. Общение со сверстникам подчинено общей дисциплине. На непосредственное общение отводится минимальное количество времени. Умению выбирать себе друзей никто не учит, ребенок должен усвоить, что формирование дружеского круга носит чисто случайный характер, а не является плодом работы по поиску наиболее качественного круга общения.
  6. Наблюдая отношения в классе, ребенок должен понять, что сложившееся единожды разделение на группы в коллективе почти никогда не меняется, и многие годы ему придется находиться в той группе, в которой он оказался в следствие мало осознаваемых им факторов.
  7. Ребенок должен усвоить, что конформизм в общении является ключом к успешной социализации в классе. Выраженная избирательность в общении обычно имеет негативные последствия, как и вообще любые проявления нестандартного поведения.
  8. В любой школе ребенок учится тому, что верховодят всем женщины. Мужчин среди учителей крайне мало. И девочки, и мальчики приучаются к тому, что женщинам принадлежит руководящая роль. Сникание расположения этих женщин очень важно для успешной социализации.
  9. Ребенок должен усвоить, что школа и школьный коллектив важнее его семьи. Большая степень зависимости от мнений родителей в подростковом коллективе высмеивается, и дети соревнуются между собой в демонстрации большего пренебрежения к своей семье.
  10. В течение 11 лет ребенок приучатся к тому, что стержень его жизни находится вне его семьи, что присутствует некий социальный институт, который владеет большей частью его жизни и который он не может покинуть по собственному желанию.

Очевидно, что фактически ни один из этих 10 навыков и норм в требуемой степени освоить нешкольному ребенку невозможно. В ходе домашнего образования, у него формируется совершенной иное представление о социализации, согласно которому: «Быть частью системы, заставляющей вас сидеть в заточении с людьми абсолютно того же возраста и социального происхождения, абсурдно и противоестественно. Эта система искусственно отрезает вас от огромного многообразия жизни, от синергии разнообразия; реально она отрезает вас от вашего прошлого и будущего, запечатывая вас в постоянном настоящем, как это делает телевидение.» (Джон Гатто)

Почему нешкольные семьи не хотят социализации школьного типа для своих детей: 7 комментариев

  1. Если убрать из всех пунктов слово «ребенок», вставив любое другое имя взрослого — ничего не изменится. В моей жизни, например, все именно так и происходит (ну, пожалуй, кроме 1 (который можно изменить вместо номера класса — название организации или профессии, в которой работаешь — тогда этот пункт также правдив и для взрослого) ,8, 9 и 10 пунктов) (а я думаю, что далеко не одинока в этом). Так почему у моего ребенка должно быть иначе? И если иначе — то как? Как могут быть у несвободных родителей свободные дети?
    Даже если мой ребенок не будет ходить в школу — он все равно обречен жить в этом мире по его правилам. А правила эти не всегда рациональны…

    Нравится

    1. Оксана, спасибо за комментарий! Вы знаете, я понимаю о чем Вы говорите. Мученическая перспектива противная школа — институт не по душе — ненавистная работа, она имеет место быть. И образовательная система для того и была внедрена, чтобы готовить «винтики» для крупных механизмов коммерческих или гос-корпораций. Но и в истории и сейчас есть очень много людей, которые живут за счет своих талантов вне графика с 9 до 18х5 дней в неделю. Мы верим, что в каждом ребенке есть какой-то талант — то, что у него может получаться особенно хорошо. И домашнее образование — это пусть раскрыть и развить этот талант во всей полноте, и научить ребенка применять его в жизни. Как показывает американская статистика (а у них 30-летний опыт уже ДО), выросшие домашники успешнее в жизни чем средние школьные дети. Мы видим домашнее образование как шанс избавить ребенка от ненавистной работы и дать ему шанс иметь работу любимую.

      Нравится

  2. Ирина здравствуйте, спасибо Вам огромное, за Ваши труды! Ирина как можно с Вами связаться? если можно дайте ссылку на вашу страничку в соц сетях, или почту. Очень хотим чтобы ребенок учился дома, в этом году в 1 класс.

    Нравится

  3. Блестящая цитата по теме из читаемой сейчас мною книги:
    «Собственно, термин «грех» означает в переводе «промах». И я бы сказал, что самый большой промах, то есть грех в жизни заключается в том, что человек живет не в единстве с собой и, стало быть, не в единстве с Богом, он живет вывернутый наизнанку, человек живет социумом. Собственно говоря, социализация — поклонение социуму — есть самый большой грех последних столетий, грех поклонения стереотипам.»
    Стр. 95, книга «Благословенный труд», авторы — протоиерей Андрей Лоргус, протоиерей Максим Первозванский, Владимир Лучанинов.

    Нравится 1 человек

    1. Александр, получается, что разного рода общественная работа, деятельность мам в воскресных школах, например, это грех? И еще мне почему-то кажется, что стереотипам поклонялись всегда, так как всегда была общинность…

      Нравится

    2. социализация не поклонение социуму, зачем придумывать новые термины? зачем коверкать? социализация — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе…..
      это очень хорошо быть социальным человеком, быть успешным человеком, свободно общаться с людьми, свободно адаптироваться к окружающему миру…..
      и если ребенок имеет такое свойство, которое кстати не школа закладывает в нем, а родители с детства, то это счастливый человек уже…..потому что чтобы не случилось, но он все равно не упадет духом….а если у родителей полно фобий связанных с грехами и школами и как писали раньше коммерческими или гос-корпорациями, то какой тут социализированный человек….несчастный.

      Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s