Семейное образование требует высокой степени организации, это факт. Но составление поминутного расписания занятий имеет смысл тогда, когда все дети в семье уже школьники. В этом случае придерживаться его более реально. У меня же двое дошкольников, которых я не сажаю за рабочие тетради и не приучаю сидеть смирно да партой по 45 минут.
Маленькие дети в разные дни могут быть заняты чем-то разное количество времени. Иногда у меня есть кому с ними погулять/поиграть, иногда нет. В зависимости от этого, я варьирую количество самостоятельной работы, которое делает старший ребёнок и количество времени, которое я могу заниматься только с ним.
Таким образом, у меня нет жесткого расписания, у меня есть общее представление о том, сколько в день мы тратим на учебу и какой объём работы должен быть проделан.
В среднем, мы занимаемся с 9:00 до 14:00, с одним перерывом 30-40 минут на перекус в районе 10:30-11:00.
Старший мальчик занимается полностью самостоятельно от 1,5 до 2х часов. Полностью индивидуально, в сумме или подряд, я занимаюсь с ним примерно 1,5 часа в день. Остальное время — играю/читаю с мелкими и отвечаю на вопросы/слушаю ответы, контролирую чтение и тп.
Самостоятельно ребёнок делает математику (порядка 45 минут), чистописание (20 мин), грамматику русского (20 мин), повторяет английские слова и латинские склонения/спряжения, повторяет исторические сеты (10 мин) и отрисовывает карты по географии.
Со мной он занимается английским (40 минут), читает текст на церковнославянском, проверяю «карты памяти» и проверяю/дополняю остальные предметы (ещё минут 40).
Перед завершением занятий я пишу список заданий сыну на завтра. На мой взгляд, это даже важнее, чем расписание. Важно понимать — какой объём какого материала нужно и возможно освоить ребёнку за один день. Я делаю общий план на год, потом более детальный на 6 недель вперёд. Те раз в 1,5 месяца мне нужно выделить порядка 6-8 часов на планирование. Это вполне реально, если договориться с бабушками/дедушками/нянями заранее, или спланировать «день с папой в городе».
Мой план на следующий день выглядит, например, вот так. Это лист тетради, разбитый на 3 секции: самостоятельно, с мамой и после уроков. По мере выполнения, сын вычеркивает то, что сделано. В разделе «с мамой» я пишу себе учебные задачи — то, что должно быть готово для учебы на завтра. Это значит, что мне нужно выделить до конца дня ещё полчаса на подготовку к завтрашнему дню.
После уроков ребёнку оставляю «внеклассное задание»: чтение (30-40 страниц в день), запись в журнале природы (ориентируемся на пособие, про которое тут писала), иногда ещё что-то.
Таким образом, уроки заканчиваются в 2 часа дня, и у нас есть ещё 7-8 часов до вечера чтобы управиться с домашними делами или поехать на экскурсию/кружок и тп.
После домашних уроков на занятия и встречи мы ходим 1-2 раза в неделю, стараюсь не чаще. Я по своим детям вижу, что им достаточно. Ребёнку нужно много свободного времени просто быть с самим собой, размышлять, разглядывать облака, плывущие по небу, перебирать свою коллекцию камней и тп. Я сторонник Ньюфилда, и совершенно с ним согласна, что 2-3 часа в неделю «социализации», те тусовки в толпе, для ребёнка — вполне достаточно (сюда не входит tête -à -tête общение с другом/подругой, этого может быть значительно больше). Обильная социализация опустошает и невротизирует ребёнка, нарушает внутрисемейные отношения и вообще мешает развиваться. Детей надо насыщать качественной информацией/идеями/образами и давать много свободного времени. И им никогда не будет скучно, потому что у них развивается фантазия…. Но, об этом в другой раз :).
Спасибо,полезная информация! Меня больше всего заинтересовало дозированное общение «в толпе». Где-то читала,что сложность СО в том и состоит,что надо ограничить свои родительские мечты о том,что ребенок будет «и швец,и жнец,и на дуде игрец». Как же выбрать это одно занятие в неделю и не упустить ничего? Или водить только пока ребенку интересно? Хотя,например,при занятиях музыкой у всех бывает желание бросить.
НравитсяНравится
Тут только внимательно смотреть по ребёнку, индивидуально все. Дети же не жалуются что им тяжело, просто становятся более нервные, с потухшими глазами. Про книжку Ньюфидда у меня есть в рекомендациях.
НравитсяНравится
Ирина, спасибо за информацию. Я правильно из Вашего списка поняла, что Ваш ребёнок самостоятельнo читает журнал «Природа» (довольно серьёзное издание для взрослых)?
Есть ли какие нибудь занятия, которые как Вы считаете ребёнок должен иметь обязательно в рамках дополнительной нагрузки, независимо от его индивидуальных наклонностей: определённый вид спорта или занятия живописью и тд.?
Заранее благодарю
НравитсяНравится
Нет, это книжка «Ближе к природе», я сделала ссылку в посте. Спорт нужен обязательно. Живопись, музыка — в какой-то форме тоже обязательно
НравитсяНравится
Ирина, как Вы относитесь к применению различных игровых обучающих программ? Например, позанимались с мамой математикой и после немного поиграли на планшете на тему урока?
НравитсяНравится
Ирина, во-первых, дети подсаживаются на гаджеты и потом начинают их требовать. А во-вторых, никакой особой нужды в них нет, лучше устно погонять ребёнка по таблицам сложения/умножения
НравитсяНравится
Ирочка! Спасибо! Ты так все серьезно придумываешь и планируешь! Молодчина! Скажи, в чистописании у вас канон. Напиши поподробнее пожалуйста!!! И про церковнославянский. Какие ж вы умнички!
НравитсяНравится
Чистописание — пишем совсем разные тексты. Когда праздники/особые дни, пишем церковное что-то. По ЦСЯ только читаем, грамматику пока не брали, ребёнку и так все понятно
НравитсяНравится
Ирина, спасибо! У меня несколько вопросов.
1.Сколько лет Вашему старшему ребенку и младшим детям (если не секрет)?
2. Как часто Вам на помощь приходят бабушки/няня? Считаете ли возможным СО без бабушек и нянь?
3. Посещают ли Ваши дошкольники какие-то дополнительные занятия?
4. Занятия и встречи 1-2 раза в неделю…Про встречи понятно. А как же занятия сюда умещаются? Тот же спорт или занятия музыкой (к примеру)?
5. Не мешают ли младшие дети индивидуальным занятиям с сыном?
Спасибо☺
НравитсяНравится
1.раздел «обо мне», 2. У меня по-разному. Без тоже возможно, десятки таких семей знаю. 3. Нет. Ходят вместе со старшим и со мной 4. Встречи после занятий. 5. Нужно придумывать для них интересные дела и иметь игрушки только на время этих занятий со старшим
НравитсяНравится
Ирина, спасибо огромное за информацию! А расскажите, что такое исторические сеты? Какие материалы Вы используете?
НравитсяНравится
Посмотрите в разделе История в блоге
НравитсяНравится
Ирина,низкий поклон Вам и о. Димитрию за просвещение по вопросам СО.Хочется воплотить СО в своей семье-много страхов,связанных с юридическими вопросами,аттестациями и вечной нехваткой времени многодетной мамы.С Божьей помощью стараюсь разобраться во всём.
Как занимаетесь с детьми летом?Есть ли у вас каникулы☺?Позволяете ли своим старшим детям самостоятельно гулять с соседскими детьми летом долго?Спасибо!
НравитсяНравится
Летом сильно облегчённая программа. С соседскими мало разрешаю. У нас есть друг на СО, стараемся с ним побольше общаться
НравитсяНравится
Очень полезный пост, спасибо! А для чего вы изучаете латынь? И самый животрепещущий вопрос для меня — как вы мотивируете ребенка? У вас серьезная нагрузка довольно, и я так поняла без игрового подхода, как вы действуете, если сын не хочет заниматься? Я очень хочу со для сына, и этот момент меня больше всего волнует.
НравитсяНравится
Про латынь будет отдельный пост) никак особо не мотивирую. Ему в целом интересно, особенно древние языки. А вообще — Дисциплина есть дисциплина. Я говорю что должно быть сделано — значит должно быть сделано. Иначе с ним будет проводиться мной и отцом просветительская беседа на тему того, что мы перед Богом отвечаем за то, как он будет выучен 🙂
НравитсяНравится
Спасибо, понятно. С нашим такое не пройдет, дисциплину не переносит, даже на спортивные занятия отказался ходить из-за этого, хотя было интересно. Буду дальше думать.
НравитсяНравится
Тут, конечно, не может быть универсальных советов :).
НравитсяНравится
Ирина ! Поделитесь, если можете, ходят ли ваши дети в воскресную школу? Или достаточно домашней беседы на духовную тему и посещения храма?
У нас тоже трое деток и тоже никто не ходил в сад. Старшему 6 лет и вопрос о школе стоит перед нами. Хочем учить дома, но волнительно, справимся ли? Огромное вам спасибо за Ваши статьи и заметки! Они нам очень помогают!!! Продолжайте! Бог в помощь!
НравитсяНравится
Нет, не ходят. Мне кажется воскресная школа для нецерковный семей может быть полезна
НравитсяНравится
Здравствуйте,Ирина!Спасибо Вам,очень ценная информация!Скажите,а до какого класса обычно родители учат сами?в старших классах уже затруднительно преподавать спец.предметы (математику,физику,химию).Нанимают преподавателей?или уже выбирается область дальнейшего обучения,то,что понадобится для поступления в вуз и занимаются только этим с преподавателями?Спасибо!
НравитсяНравится
Учат обычно до ВУЗа. В старших классах ребёнок уже в состоянии учиться сам, раньше же в 16 лет в университет поступали. Нужно контролировать просто что он делает + в интернете разжёванным все темы по всем предметам за весь школьный курс
НравитсяНравится
Здравствуйте, Ирина. Прослушала Вашу лекцию с участием о Дмитрия Смирнова,не могу теперь спокойно спать. У меня 7 детей. Старший почти закончил колледж, старшая дочь учится в 9кл в физ-мат лицее,третий ребенок,дочь,пойдет в 5 кл того же лицея. А четвертый ребенок,тоже дочка, собиралась в 1 класс в жтом году в гимназию. И я теперь не могу ее туда отдать. Я хочу СО,но мне страшновато. На руках еще дети(5, 2,5 и ,4мес). Мне 39 лет. Старшие девочки отличницы. Сын учился на 4 и 5 в том же лицее. До 1 сентября времени мало. Информации у меня про СО -только та передача м Вашим участием. Сейчас просматриваю Ваш блог. Помогите мне решиться,пожалуйста!!!!!
НравитсяНравится
Ирина, я знаю много семей обучающих дома пять и более детей. Вот статья мамы 7 детей https://kindredbond.com/education/My-Homeschool-Schedule
НравитсяНравится
В моем блоге много информации по СО
НравитсяНравится
Здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, о «картах памяти». Спаси Вас Бог!
НравитсяНравится
Это просто основные факты для заучивания (см пост Фокус 6-7-8), объединённые в одном листе
НравитсяНравится
здравствуйте. В этом учебном году забрала детей на СО. 5-6 класс. Один из них говорит, что хочет вернуться в школу, даже ходил в районо. Что можете посоветовать. и могут ли меня заставить вернуть ребенка в школу по его требованию?
НравитсяНравится
Елена, я не юрист, не могу подсказать
НравитсяНравится
Ирина, скажите пожалуйста, правильно ли будет не посещать танцы 3 р/нед, вокал 2р/нед и тд. Нигде не поднимается тема кружков, там та же школьная многочасовая тусовка 6-7 часов в неделю. Правильно ли будет все это не вводить в жизнь ребенка, как вы считаете?
НравитсяНравится
Зависит от ребёнка, его нагрузки на СО и от преподавателя. Мои дети не ходят в музшколу и ни в какие школы предпрофессиональной подготовки
НравитсяНравится