Начальная школа·Сложности СО

Моё расписание для семейного образования

Семейное образование требует высокой степени организации, это факт. Но составление поминутного расписания занятий имеет смысл тогда, когда все дети в семье уже школьники. В этом случае придерживаться его более реально. У меня же двое дошкольников, которых я не сажаю за рабочие тетради и не приучаю сидеть смирно да партой по 45 минут.

Маленькие дети в разные дни могут быть заняты чем-то разное количество времени. Иногда у меня есть кому с ними погулять/поиграть, иногда нет. В зависимости от этого, я варьирую количество самостоятельной работы, которое делает старший ребёнок и количество времени, которое я могу заниматься только с ним.

Таким образом, у меня нет жесткого расписания, у меня есть общее представление о том, сколько в день мы тратим на учебу и какой объём работы должен быть проделан.

В среднем, мы занимаемся  с 9:00 до 14:00, с одним перерывом 30-40 минут на перекус в районе 10:30-11:00.

Старший мальчик занимается полностью самостоятельно от 1,5 до 2х часов. Полностью индивидуально, в сумме или подряд, я занимаюсь с ним примерно 1,5 часа в день. Остальное время — играю/читаю с мелкими и отвечаю на вопросы/слушаю ответы, контролирую чтение и тп.

Самостоятельно ребёнок делает математику (порядка 45 минут), чистописание (20 мин), грамматику русского (20 мин), повторяет английские слова и латинские склонения/спряжения, повторяет исторические сеты (10 мин) и отрисовывает карты по географии.

Со мной он занимается английским (40 минут), читает текст на церковнославянском, проверяю «карты памяти» и проверяю/дополняю остальные предметы (ещё минут 40).

Перед завершением занятий я пишу список заданий сыну на завтра. На мой взгляд, это даже важнее, чем расписание. Важно понимать — какой объём какого материала нужно и возможно освоить ребёнку за один день. Я делаю общий план на год, потом более детальный на 6 недель вперёд. Те раз в 1,5 месяца мне нужно выделить порядка 6-8 часов на планирование. Это вполне реально, если договориться с бабушками/дедушками/нянями заранее, или спланировать «день с папой в городе».

Мой план на следующий день выглядит, например, вот так. Это лист тетради, разбитый на 3 секции: самостоятельно, с мамой и после уроков. По мере выполнения,  сын вычеркивает то, что сделано. В разделе «с мамой» я пишу себе учебные задачи — то, что должно быть готово для учебы на завтра. Это значит, что мне нужно выделить до конца дня ещё полчаса на подготовку к завтрашнему дню.


После уроков ребёнку оставляю «внеклассное задание»: чтение (30-40 страниц в день), запись в журнале природы (ориентируемся на пособие, про которое тут писала), иногда ещё что-то.

Таким образом, уроки заканчиваются в 2 часа дня, и у нас есть ещё 7-8 часов до вечера чтобы управиться с домашними делами или поехать на экскурсию/кружок и тп.

После домашних уроков на занятия и встречи мы ходим 1-2 раза в неделю, стараюсь не чаще. Я по своим детям вижу, что им достаточно. Ребёнку нужно много свободного времени просто быть с самим собой, размышлять, разглядывать облака, плывущие по небу, перебирать свою коллекцию камней и тп. Я сторонник Ньюфилда, и совершенно с ним согласна, что 2-3 часа в неделю «социализации», те тусовки в толпе, для ребёнка — вполне достаточно (сюда не входит tête -à -tête  общение с другом/подругой, этого может быть значительно больше). Обильная социализация опустошает и  невротизирует ребёнка, нарушает внутрисемейные отношения и вообще мешает развиваться. Детей надо насыщать качественной информацией/идеями/образами и давать много свободного времени. И им никогда не будет скучно, потому что у них развивается фантазия…. Но, об этом в другой раз :).

Моё расписание для семейного образования: Один комментарий

  1. Спасибо,полезная информация! Меня больше всего заинтересовало дозированное общение «в толпе». Где-то читала,что сложность СО в том и состоит,что надо ограничить свои родительские мечты о том,что ребенок будет «и швец,и жнец,и на дуде игрец». Как же выбрать это одно занятие в неделю и не упустить ничего? Или водить только пока ребенку интересно? Хотя,например,при занятиях музыкой у всех бывает желание бросить.

    Нравится

    1. Тут только внимательно смотреть по ребёнку, индивидуально все. Дети же не жалуются что им тяжело, просто становятся более нервные, с потухшими глазами. Про книжку Ньюфидда у меня есть в рекомендациях.

      Нравится

  2. Ирина, спасибо за информацию. Я правильно из Вашего списка поняла, что Ваш ребёнок самостоятельнo читает журнал «Природа» (довольно серьёзное издание для взрослых)?
    Есть ли какие нибудь занятия, которые как Вы считаете ребёнок должен иметь обязательно в рамках дополнительной нагрузки, независимо от его индивидуальных наклонностей: определённый вид спорта или занятия живописью и тд.?
    Заранее благодарю

    Нравится

    1. Нет, это книжка «Ближе к природе», я сделала ссылку в посте. Спорт нужен обязательно. Живопись, музыка — в какой-то форме тоже обязательно

      Нравится

  3. Ирина, как Вы относитесь к применению различных игровых обучающих программ? Например, позанимались с мамой математикой и после немного поиграли на планшете на тему урока?

    Нравится

    1. Ирина, во-первых, дети подсаживаются на гаджеты и потом начинают их требовать. А во-вторых, никакой особой нужды в них нет, лучше устно погонять ребёнка по таблицам сложения/умножения

      Нравится

  4. Ирочка! Спасибо! Ты так все серьезно придумываешь и планируешь! Молодчина! Скажи, в чистописании у вас канон. Напиши поподробнее пожалуйста!!! И про церковнославянский. Какие ж вы умнички!

    Нравится

    1. Чистописание — пишем совсем разные тексты. Когда праздники/особые дни, пишем церковное что-то. По ЦСЯ только читаем, грамматику пока не брали, ребёнку и так все понятно

      Нравится

  5. Ирина, спасибо! У меня несколько вопросов.
    1.Сколько лет Вашему старшему ребенку и младшим детям (если не секрет)?
    2. Как часто Вам на помощь приходят бабушки/няня? Считаете ли возможным СО без бабушек и нянь?
    3. Посещают ли Ваши дошкольники какие-то дополнительные занятия?
    4. Занятия и встречи 1-2 раза в неделю…Про встречи понятно. А как же занятия сюда умещаются? Тот же спорт или занятия музыкой (к примеру)?
    5. Не мешают ли младшие дети индивидуальным занятиям с сыном?
    Спасибо☺

    Нравится

    1. 1.раздел «обо мне», 2. У меня по-разному. Без тоже возможно, десятки таких семей знаю. 3. Нет. Ходят вместе со старшим и со мной 4. Встречи после занятий. 5. Нужно придумывать для них интересные дела и иметь игрушки только на время этих занятий со старшим

      Нравится

  6. Ирина, спасибо огромное за информацию! А расскажите, что такое исторические сеты? Какие материалы Вы используете?

    Нравится

  7. Ирина,низкий поклон Вам и о. Димитрию за просвещение по вопросам СО.Хочется воплотить СО в своей семье-много страхов,связанных с юридическими вопросами,аттестациями и вечной нехваткой времени многодетной мамы.С Божьей помощью стараюсь разобраться во всём.
    Как занимаетесь с детьми летом?Есть ли у вас каникулы☺?Позволяете ли своим старшим детям самостоятельно гулять с соседскими детьми летом долго?Спасибо!

    Нравится

  8. Очень полезный пост, спасибо! А для чего вы изучаете латынь? И самый животрепещущий вопрос для меня — как вы мотивируете ребенка? У вас серьезная нагрузка довольно, и я так поняла без игрового подхода, как вы действуете, если сын не хочет заниматься? Я очень хочу со для сына, и этот момент меня больше всего волнует.

    Нравится

    1. Про латынь будет отдельный пост) никак особо не мотивирую. Ему в целом интересно, особенно древние языки. А вообще — Дисциплина есть дисциплина. Я говорю что должно быть сделано — значит должно быть сделано. Иначе с ним будет проводиться мной и отцом просветительская беседа на тему того, что мы перед Богом отвечаем за то, как он будет выучен 🙂

      Нравится

      1. Спасибо, понятно. С нашим такое не пройдет, дисциплину не переносит, даже на спортивные занятия отказался ходить из-за этого, хотя было интересно. Буду дальше думать.

        Нравится

  9. Ирина ! Поделитесь, если можете, ходят ли ваши дети в воскресную школу? Или достаточно домашней беседы на духовную тему и посещения храма?
    У нас тоже трое деток и тоже никто не ходил в сад. Старшему 6 лет и вопрос о школе стоит перед нами. Хочем учить дома, но волнительно, справимся ли? Огромное вам спасибо за Ваши статьи и заметки! Они нам очень помогают!!! Продолжайте! Бог в помощь!

    Нравится

  10. Здравствуйте,Ирина!Спасибо Вам,очень ценная информация!Скажите,а до какого класса обычно родители учат сами?в старших классах уже затруднительно преподавать спец.предметы (математику,физику,химию).Нанимают преподавателей?или уже выбирается область дальнейшего обучения,то,что понадобится для поступления в вуз и занимаются только этим с преподавателями?Спасибо!

    Нравится

    1. Учат обычно до ВУЗа. В старших классах ребёнок уже в состоянии учиться сам, раньше же в 16 лет в университет поступали. Нужно контролировать просто что он делает + в интернете разжёванным все темы по всем предметам за весь школьный курс

      Нравится

  11. Здравствуйте, Ирина. Прослушала Вашу лекцию с участием о Дмитрия Смирнова,не могу теперь спокойно спать. У меня 7 детей. Старший почти закончил колледж, старшая дочь учится в 9кл в физ-мат лицее,третий ребенок,дочь,пойдет в 5 кл того же лицея. А четвертый ребенок,тоже дочка, собиралась в 1 класс в жтом году в гимназию. И я теперь не могу ее туда отдать. Я хочу СО,но мне страшновато. На руках еще дети(5, 2,5 и ,4мес). Мне 39 лет. Старшие девочки отличницы. Сын учился на 4 и 5 в том же лицее. До 1 сентября времени мало. Информации у меня про СО -только та передача м Вашим участием. Сейчас просматриваю Ваш блог. Помогите мне решиться,пожалуйста!!!!!

    Нравится

  12. здравствуйте. В этом учебном году забрала детей на СО. 5-6 класс. Один из них говорит, что хочет вернуться в школу, даже ходил в районо. Что можете посоветовать. и могут ли меня заставить вернуть ребенка в школу по его требованию?

    Нравится

  13. Ирина, скажите пожалуйста, правильно ли будет не посещать танцы 3 р/нед, вокал 2р/нед и тд. Нигде не поднимается тема кружков, там та же школьная многочасовая тусовка 6-7 часов в неделю. Правильно ли будет все это не вводить в жизнь ребенка, как вы считаете?

    Нравится

    1. Зависит от ребёнка, его нагрузки на СО и от преподавателя. Мои дети не ходят в музшколу и ни в какие школы предпрофессиональной подготовки

      Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s