Анатомия

Анатомия: что почитать, посмотреть, посетить

Очень полезная, для изучающих с детьми анатомию, статья моей подруги Кристины Сандаловой (мамы, обучающей дома сына Гришу 9 лет) в журнале Семейное Образование: 

Анатомия: что почитать, посмотреть, посетить

835c397cad83bcb42b4f92c780f9060f

Для меня загадка, почему тема анатомии в российской школьной программе почти не затрагивается. Ей отведено всего несколько месяцев в старших классах, а в младшей школе даются какие-то совсем усеченные знания. Лично я всегда имела по биологии пятерку, но практически ничего не знала о строении тела, функционировании организма, работе мозга, правильном питании и других наиважнейших вещах. В результате такой странной программы уровень медицинской культуры в нашей стране невероятно низкий, и именно от недостатка знаний столько девочек потом жалуются на лишний вес, дети сажают зрение, зарабатывают сколиоз, а взрослые – не в силах справляться со стрессами, страдают метаболическим синдромом, гиподинамией и т.п.

Хотя, на мой взгляд, знания о строении собственного тела, его функционировании – должны быть базовыми! Ведь без них невозможно понять, как работает твой организм, что ему требуется, когда, в каких количествах. К тому же, знания анатомии отлично помогают в воспитании. Так, ребенка гораздо проще уговорить съесть брокколи или лечь до 22 часов, если он знает о биоритмах и правильном питании.

Поскольку мы с мужем считали важным познакомить ребенка с анатомией, мы старались почаще рассказывать и объяснять, как функционирует наш организм, почему важно мыть руки, пить лекарства, чистить зубы. Могу сказать, что у нас не было никаких проблем с тем, чтобы приучить малыша чистить зубы. Просто потому, что сын уже с малых лет отлично знал, что такое кариес, как он разрушает зубы, как устроен сам зуб, и из-за чего происходит его разрушение и т.п.

Итак, начали мы «просвещать» Гришу с 3 лет, сперва просто пересказывая элементарные вещи, а затем купили ему диски Чевостик «Как устроен человек» и «Если хочешь быть здоров». Диски рассчитаны примерно на возраст 3-5 лет, в них яркая подача в форме аудиоспектакля и масса полезной информации. Эти диски заложили «костяк знаний», фундамент, от которого мы уже могли отталкиваться.

Следующей ступенькой для нас стала замечательная книжка американской писательницы и художницы, популяризатора медицинской литературы для детей Кэрол Доннер «Тайны анатомии».

Мы читали эту книгу Грише в 5 лет, а когда он подрос, он с огромным удовольствием прочел ее самостоятельно. Это так называемая «живая книга», я такие очень люблю. Герои сюжета – брат и сестра – попадают в тело великана и, в попытке выбраться наружу, путешествуют по всему организму, знакомясь с миром анатомии. Невозможно описать все плюсы этой книги, ее надо просто прочесть!

Затем я нашла старую книжку «Букварь здоровья Л.В. Баль, В.В. Петрова, изданную еще в 1995 году. Наверняка, ее можно скачать в интернете. Чем хороша эта книжка?
Во-первых, ребенок 6-7 лет уже вполне может читать ее сам. Текста немного, шрифт достаточно крупный. Во-вторых, она содержит увлекательные задания. И, в-третьих, в игровой форме объясняет ребенку, чем хорош режим дня, как его лучше выстраивать, зачем закаляться, как защититься от микробов, как вести себя, если дома кто-то заболел и многое другое. Гриша эту книжку просто обожал, и после нее сам стал закаляться и перестал читать лежа.

Еще одна чудесная книжка – «Что я ем?» издательства «Аркаим». Книга переводная и сделана великолепно: твердые страницы с красочными иллюстрациями, смешными картинками, окошечками, выносами, загадками. Сперва рассказывается о пирамиде питания, после – подробно о процессе пищеварения (многие взрослые не знают этих основ, чего уж говорить о детях), далее – о том, что люди ели раньше, и откуда берутся различные продукты. Очень-очень познавательная и занимательная книга!

Ее мы дополнили отличным документальным фильмом «Discovery. Атлас тела. Пищеварение». Фильм надо смотреть вместе с ребенком, изредка останавливая видео и поясняя какие-то сложные моменты. Фильм будет очень полезен и самим взрослым, и подросткам, изучающим анатомию, и, разумеется, детям.

Когда Грише исполнилось 7, он попросил купить ему подробный атлас человека. Я долго выбирала, и, в конце концов, остановилась на издании «Открой тайны человека» (издательство «Робинс»). Для начала мы ее просмотрели вместе, а потом сын внимательно изучал сам. Это тоже яркое издание с окошками и секретами. Информации в ней не так много, но каждое слово ценно. Ничего лишнего, только самое необходимое. Авторы явно постарались и внимательно продумывали подачу: картинки подробные, текст понятный и легко запоминающийся.

А параллельно с этой книжкой мы продолжали смотреть сериал Discovery. «Атлас тела». Посмотрели такие серии, как «Мышцы и кости», «Наше дыхание», «Сердце».

Кстати, про работу сердца есть еще один интересный мультфильм франко-бельгийско-голландского производства 1986 года — «Жила-была жизнь» (Il etait une fois la vie). Впрочем, в мультике рассказывается не только про работу сердца, но мне показался интереснее всего именно этот кусочек.

К 8 годам Гриша уже многое знал о строении тела и работе организма, и мы стали больше концентрироваться на конкретных процессах или органах. Так, у сына не очень хорошее зрение (наследственность), и он должен периодически проходить диагностику и лечение. Перед очередным таким походом мы вместе посмотрели ролик «Как работает глаз». На следующий день Гриша засыпал окулиста вопросами, требуя подробностей.

Или, когда сын в очередной раз простудился, мы с ним обсудили тему иммунитета и посмотрели отличное видео: 10 фактов об иммунной системе. Одно из лучших на просторах Интернета! Для детей и подростков просто идеальное: все очень толково объяснено, без лишних «мудрствований».

А в дополнение посмотрели старый, но совершенно замечательный документальный фильм «Из истории великих научных открытий. Пенициллин».

Вообще, там весь сериал изумительный, но этот фильм позволяет ребенку понять, чем же так важны антибиотики, когда они действительно необходимы, как лечились люди до открытия пенициллина. И, в целом, погружает в мир медицины, помогает оценить ее важность, как науки.

Этот фильм сподвиг нас на покупку еще одной отличной книжки «Чудеса медицины» автора Джерри Бейли. Это уже не просто книга для изучения организма человека, это еще и исторический экскурс. Ведь мы так мало знаем о становлении медицины! А это интереснейшая тема, целый пласт истории человечества. Здесь рассказывается и о тех же антибиотиках, и о создании рентгеновского аппарата, и о том, как когда-то лечили зубы, и как лечат теперь, и об онкологических заболеваниях, и об обезболивании. Подобных книг почти нет, тем более для детей, поэтому считаю ее крайне удачным приобретением.

Помимо книг и фильмов здорово посещать и музеи. Например, мы ходили в «Эксперементаниум» в Москве, на экспозицию, посвященную анатомии, от которой Гриша был в восторге. И поскольку мы много путешествуем, всегда стараемся находить подобные музеи в других странах. Так, этой весной нам посчастливилось побывать в уникальном музее «Медицины и фармацевтики» в Каунасе в Литве(если вы окажетесь Литве, обязательно сходите, не пожалеете!). Музей небольшой, но в нем восстановлена обстановка старинной аптеки, а чудо-экскурсовод, мастер своего дела, рассказывает о развитии медицины с древних времен и до наших дней. Множество занимательных экспонатов и удивительных историй. Так, к примеру, мы узнали о том, что мигрень в средние века «лечили», проделывая дырки в черепе, а также о том, когда и почему стали применять наркотические вещества в медицине, как создавались первые лекарства и т.д. А поскольку все экспонаты можно трогать, Гриша «изготовил» одну из лекарственных настоек с помощью старинных аппаратов.

dsc_0971

И напоследок хотелось бы сказать, что чем больше наши дети (да и мы сами) будут знать о здоровье, работе нашего организма, тем меньше мифов будут принимать на веру, смогут лучше понимать себя, и перестанут, наконец, бояться «белых халатов».

 

 

 

Анатомия: что почитать, посмотреть, посетить: Один комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s