Воспитание·Сложности СО

Об искусстве правильно себя вести, обучая ребенка 

На мой взгляд, это искусство не менее, а, может, и более важно, чем то, какими методиками мы пользуемся для обучения. Если мы этим искусством не овладели, то можем загубить все дело.

Формирование организма ребенка происходит в утробе матери и все, что мать ест/видит/слышит влияет на него. Атмосфера, в которой ребенок воспитывается и учится, это утроба формирования его личности. Мы каждым своим словом, каждой своей эмоцией непосредственно воздействуем на этот процесс. Позволить себе вспышку злости и раздражения на ребенка, ну это примерно как (на мой вкус) беременной женщине купить на перроне Казанского вокзала беляш жаренный в масле и съесть его (мне при одной мысли дурно). Ну или беременной съесть любую другую гадость. Это равнозначно тому, что отравить себя и ребенка.

Процесс познания очень сложен и требует со стороны ребенка огромных усилий. Перед тем, как в нас возникнет возмущенное недоумение в духе «ну как это можно опять неверно написать???!!», нам следовало бы задаться вопросом: «А сделано ли было все для того, чтобы ребенок знал, как писать это правильно?» Если это было одно из словарных слов, которое мы учили несколько дней, значит нужно сесть и подумать над тем — почему именно это слово он не запомнил. Что можно придумать, чтобы это слово запомнилось? Нарисовать его с веселыми человечками? Вылепить из пластилина? Придумать смешную ассоциацию? Сочинить с ним песенку или остросюжетную историю? Распечатать его крупными буквами и повесить на зеркало в прихожей?

Мы же все учились в школе, и для многих из нас результат обучения оказался гораздо хуже, чем мог бы быть (как стало понятно уже во взрослом возрасте). Мы же сами прилежно сидели на уроках и делали все задания. Но почему мы толком так ничего и не выучили? Потому что нас, очевидно, не так учили.

Значит, когда наши дети что-то не понимают/забывают и тп — дело в том, что это МЫ их не так учим. И злиться тут можно только на себя и себя лупить линейкой по башке.

Я ни в коем случае не сторонница edutainment — развлекательного образования — учеба должна быть трудна (не скучна!), но она должна быть построена таким образом, чтобы обучение мотивировало ребенка, чтобы он, потрудившись, мог увидеть результат. Чтобы этот результат его порадовал, и на этом успехе он поднимался на следующую трудную ступень.

У нас часто бывают совершенно неадеванные ожидания от ребенка в области академических знаний, которые приводят к тому, что мы впадаем в бешенство.

Вот когда ребенок учится играть на музыкальном инструменте мы понимаем, что чтобы хорошо сыграть любое произведение нужно очень много тренироваться, и снова тренироваться, и снова, и снова, и снова. И не только отрабатывать это произведение, но еще и гаммы долбить. И еще заниматься развитием слуха. И даже после этого мы не ждем, что ребенок заиграет как Рахманинов. Но когда мы просим ребенка написать, например, короткое сочинение, мы в ужасе от того, что все тут «не так». Конечно, там будет все «не так». Мы начинаем черкать сто тысяч ошибок и запятых, ошибки в структуре/логике и возмущаться тем, ну как это можно вот столько всего тут «навалять».

Но любой педагог по музыке скажет, что совершенно бесполезно говорить ученику, что 90 %  партитуры было сыграно неправильно. Он выберет 2-3 момента и будет отрабатывать их, потом следующие 2-3 момента и так далее. Таким образом, у ребенка будет всегда ощущение того, что он в 2-3 шагах от полного успеха, и цель уже близка, и будет смело идти вперед. А если педагог заломит руки с криком: «Ну это полный ужас, это слушать невозможно. Вот смотри и тут, и тут, и тут …… БЕЗОБРАЗНЫЕ ОШИБКИ!!!» Что после этого почувствует ребенок? Ну только то, что он полный дебил и никогда не сможет сыграть это как надо, потому что СТОЛЬКО неправильного ему не исправить.

Напротив, хороший педагог, после того, как выбрал эти 2-3 момента для исправления, будет показывать ребенку как правильно они звучат хоть 5 раз, хоть 25 раз, пока не увидит, что ребенок «услышал». Если он «не услышал», двигаться дальше вообще бесполезно. А способность услышать на 5й раз или на 25й раз, уже зависит от конкретного ребенка.

Нам всем нужно хорошо вдолбить себе в голову, что мы не можем «переборщить» с помощью и поддержкой, помогая ребенку освоить какой-то предмет.

Без помощи и поддержки, без внимания и продуманного подхода к коррекции ошибок, а только под угрозой репрессий за ошибки (в виде плохих оценок) и позора у доски, мы сами мало чему научились в школе.

Наше впадение в бешенство (на 101-й раз одной и той же ошибки ребенка) никаким образом её исправлению не способствует. Оно способствует только тому, что ребенок чувствует себя «тупицей» и учится именно так реагировать на «тупость» других, в том числе своих младших сестер/братьев (и на нашу тупость во время предстоящей старости; нам нужно быть готовыми услышать в старости «Мать-перемать! Я тебе 100 раз уже говорил не ставить сюда этот стакан! Ну сколько можно талдычить одно и тоже! Ну что за тупость!»).

Плюс у него, разумеется, возникает отвращение к учебе, ибо как можно полюбить то, что связно с ощущением себя тупым и кругом виноватым ничтожеством?

Нам нужно вытатуировать себе на лбу, что освоить это искусство ведения и поддержки ребенка в процессе познания, гораздо важнее, чем освоить программу по химии, которую все так боятся. И как только забыли про это — сразу лупить себя по лбу линейкой. Должно помочь! 🙂

14313260-r3l8t8d-650-11-28

Об искусстве правильно себя вести, обучая ребенка : 23 комментария

  1. Первое понимание которое приходит на СО, что не ребенок тупой, а ты не можешь донести до него, это очень бьет по тщеславию. Легче же обвинить ребенка. Поэтому в школу отдать легче, всегда можно свалить на учителей. Многодетство смиряет, а СО удваивает эту задачу.
    Спаси Бог, Ирин.

    Нравится 1 человек

  2. Полностью согласна с Ириной и Людмилой. Очень трудное это дело менять себя. Но оказывается это фундамент всей семейной жизни в целом. Самое тяжелое это признаться себе в своих ошибках. Вот где то основное чем СО помогает в спасении души родителей. Спасибо вам Ирина за призыв быть честными с собой и всем терпения!

    Нравится 1 человек

      1. Но тут также важно не впасть в отчаяние и уныние, что я как педагог ни на что не способен и не бросить СО. Лично у меня в первый год СО такое явление наблюдалось достаточно часто, особенно в период, когда я дублировала создание школы дома за незнанием лучшего… К падениям своим тоже нужно относиться со смирением, но не впадать в уныние и отчаяние!

        Нравится

      2. Все сказанное в статье к родителям школьников ровно также относится. Дикий ор во время выполнения уроков — обычная картина

        Нравится

  3. Да вот именно эта мысль и останавливала каждый раз 🙂 и дальше что? Вся ответственность на нас все равно. Но я не об этом, а о том, что когда проявляются свои не самые лучшие стороны при обучении своих детей, то отчаиваться не стоит. А наоборот — искать, подбирать, решать проблему, а иногда порой и просто полезно для смирения увидеть себя во всей красе.

    Нравится 1 человек

  4. как бывший педагог по музыке, всё сказанное выше подтверждаю. Чтобы хорошо сыграть сложное место, нужно работать над ним ежедневно несколько часов, пока ни получится. И ни у кого это не вызывает отчаяния и бешенства. Всё всем понятно. Интересная аналогия.

    Нравится 1 человек

  5. Я тоже бывший педагог муз.школы. Брала пример с завуча: когда становилось невыносимо (полгода, к примеру, играем одну строчку какого-нибудь этюда, и каждый раз заново) — просто выходила в коридор и гуляла. Вообще, конечно, преподавание в прошлом помогает обучать своего ребенка. Ирина, спасибо за ваши столь полезные статьи!

    Нравится 1 человек

  6. Я стараюсь по 1-1,5 часа заниматься с сыном (6 лет 9 мес), не регулярно пока и он у меня непоседа, топает ногами когда приглашаю заниматься, «не хочу, не буду», я спокойно жду его, но потом вовлекшись в процесс сын не ноет, все делает, но начинает отвлекаться. Там работы-то на 30 мин.. Вот сидит решает пример, что-то не догоняет, я задаю наводящие вопросы и тут начинается, то раз 10 упадет на пол карандаш, то просто что-то мнет в руках или вертит тот же карандаш… и тут я начинаю свирепеть… что делать не знаю, хочу попробовать со до школы (не дай Бог, пойдет в школу в следующем году), т.к. нет твердой поддержки мужа.

    Нравится 1 человек

    1. Поверьте, школа не как Вас не освободит от сидения с ребенком за домашним заданием по несколько часов. Вы еще будете удивляться, что делает в школе мой ребенок 4 часа, когда в тетраде написаны 2 строчки, а тема урока не усвоена и Вам приходится объяснять заново.

      Нравится 1 человек

  7. Вот и я , как не отчаявалась , как не ужасалась, но время идёт и образование тоже как-то идёт. И сейчас уже не так страшно, как было вначале. Ужасно доводит, когда стоит мне выйти, ребенок отвлекается, расслабляется и отдыхает. Но я безусловно согласна с утверждением » Если ты злишься- ты не прав».
    Ирина, поясните , пожалуйста, горе-учителю ( мне) как Вы рекомендуете обучать счету 6-и летку? Как и что заучивать? Возможно, Вы это писали, но никак не могу найти где…
    Он считает не плохо, но пользуется линейкой ( это нормально?), пальцами и я не запрещаю. А ещё игра хали-гали, туров счёт. Фруто10 ещё не пробовала. Спасибо Вам

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s