Классическое образование

Невыученные уроки

114351455_3185107_kak_ylychshit_raboty_mozga

Вы заметили, что выражение «выучил уроки» заменилось на «сделал уроки». Очень интересно, на самом деле, как произошла такая подмена. Мы уроки больше не «учим», мы из «делаем». Язык очень точно отражает происходящее. Собственно, что удивляться тому, что мы ничего не выучили в школе, если мы там ничего не учили. Мы только «делали» задания.

Все, всегда и повсеместно строили процесс обучения на выучивании материала. А теперь слово «зубрежка» — ругательное. Разные учебные программы завлекают нас тем, что ничего учить не нужно, все запомнится само собой. А раньше-то люди думали, что «без труда не выловишь….»

Впрочем, каждый из нас на своем опыте мог убедиться, что само собой как-то вот маловато нам за «школьные годы чудесные» «наловилось» знаний. Уж точно не столько, сколько могло бы запомниться за 10 лет учебы. Для многих школа стала опровержением пословицы «Если долго мучиться, что-нибудь получится». По крайней мере, мои мучения в школе окончились почти ничем. Как кто-то удачно сказал «школьные годы бесследные».

Скажу теперь очевидную вещь. Как ни странно, но чтобы что-нибудь выучить, надо это учить! Учить, учить и учить! Зубрежка, те запоминание через цикличное повторение — это фундамент знаний! Без этого фундамента ничего невозможно выстроить. Ни о какой диалектике или риторике речи быть не может, когда в голове нет заученных фактов, которыми можно оперировать. Вопрос только в том, каким образом и в каком темпе они туда попадают.

Не говоря уже о том, что научно доказано, что развитие памяти увеличивает количество нейронных связей в мозге и человек может, грубо говоря, думать более глубокие и сложные мысли:). Может с ослаблением памяти связан тот факт, что у нас теперь не наблюдается по-настоящему хорошо образованных людей такого уровня, который представлен Профессором Преображенским в «Собачьем сердце». Люди раньше запоминали огромные объемы информации, и это было нормальным. Я читала, что чтобы поступить в монастырь монах должен был наизусть знать всю Псалтырь. Интересно, сегодня в нашей стране есть такие монахи….

Но, сейчас не об этом:). Вернемся к детям! Я на своем опыте убедилась, что Дороти Сэйерс пишет истинную правду когда говорит, что дети младшего школьного возраста любят запоминать. Им действительно это нравится. Они получают удовольствие от того, что в их голове появляется информация, которой можно «играть». Заучивание исторической хронологии мне видится особенно ценным. При всех оговорках, связанных с необъективностью любой хронологи (тк большая часть процессов идет параллельно), заучивание в младшем возрасте исторической хронологии с сотворения мира до наших дней поднимает ребенка сразу на другой уровень. Он узнает события, которые встречает в книгах/фильмах, о которых слышит упоминание в разговоре. Он чувствует себя в историческом контексте, новым знаниям об истории есть к чему привязаться, у детей в голове формируется такой «скелет»исторических знаний, который приобретают студены исторических факультетов к концу учебы.

За первый год работы по программе, которой я сейчас занимаюсь, мой 9-летний ребенок заучил на достаточно приличном уровне: 160 фактов исторической хронологии, 48 правителей России, 24 описательных предложения по истории, 120 географических наименований (находит на карте), 24 естественно-научных факта, 24 стихотворения, 5 типов склонений латинских существительных, таблицу умножения до 15х15 + базовые математические законы. Это за 20-30 минут ежедневных занятий пять раз в неделю (помимо изучения грамматики русского языка, английского, решения задач по математике и чтения книг по окружающему миру).

Дети в этом возрасте (6-11) действительно очень легко запоминают, наше дело просто дать им ПРАВИЛЬНЫЙ (!!!) материал для запоминания, показать им как работать со своей памятью (небольшие порции + регулярность!), и супер-прочный фундамент их образования будет заложен!

 

Невыученные уроки: 43 комментария

  1. Ирина, честно я прослезилась и благодарю Господа, что вас узнала. Как только вы стали подробно о вашей программе писать, мое материнство приобрело новый смысл . Можно сказать вообще приобрело смысл и цель. Многая лета вам!

    Нравится 1 человек

    1. Спасибо огромное, Марина! Я очень надеюсь следующим летом выпустить программу чтобы все могли ей воспользоваться. Это действительно очень просто и дает потрясающий эффект!

      Нравится

  2. С нетерпением жду Вашу программу! Моей старшей дочке 5 лет и я потихоньку склоняюсь к СО (тоже Ваша и о. Димитрия заслуга😊) . Собираю информацию, готовлюсь. Ваш блог — просто находка! Уже купила часть книжек по Вашим рекомендациям для занятий с детьми в этом году, сама сейчас читаю Ньюфелда. Спасибо Вам!

    Нравится 1 человек

  3. Програма очень хорошая. Мв лишь начали занятия, и это так интересно и ребенку и мне. Младший тоже просит заниматься. Я прям беру и все четко как вы пишите делаю. Это шедевр, никто раньше такого неделал. Взчли и облегчили , ну мне точно , жизнь. Вот тебе программа, вот книги, вот и место прикрепления. И дело пошло. Спасибо!!!

    Нравится 1 человек

      1. Ирина, первый класс получается с 6-ти лет идет по Вашей программе? Или Вы один год дошкольного периода охватываете?

        Нравится

      2. В 7 лет начинать по Вашей программе собираемся, впишемся мы в нее, как Вы скажите?

        Нравится

      1. Это та информация, которой Ирина в своих постах делиться. Мне очень помогает. Говорю программа, потому что Ирина даёт основы на каждый возраст, а самое главное учебники икниги. По мне так вполне уже можно программой назвать, но не до конца оформленной.))

        Нравится 1 человек

  4. Ирина, прошу вас поделиться хронологией по Всемирной истории от Сотворения мира. Или в каких книгах по истории можно найти эти даты? Ваш муж- историк, вам, конечно, легче обучать детей истории. Помогите и нам, пожалуйста с этим важнейшим предметом!

    Нравится

  5. Я по Вашей рекомендации читаю ребёнку 5 лет книгу Головина «Моя первая русская история». Прочли уже три раза, ребёнку очень нравится. Я и сама ( к своему стыду) из этой книги узнала по истории больше, чем за все школьные годы. Очень жду Вашу программу!

    Нравится 1 человек

  6. Ирина, ещё и ещё раз спасибо! Где-то вы упоминали, что пишите учебник по русскому языку..? Вы планируете его в продажу? И тоже очень жду карточек по истории!

    Нравится 1 человек

      1. Ирина, сегодня с подругой обсуждали (в очередной раз) СО. Она читает о нем в других источниках. Я посоветовала ей Ваш блог. Честно признаюсь, я готова была подписаться под каждым Вашим пабликом. И вот послушала другое мнение, очень интересное, как мне показалось.Например, подруга сказала, что в детстве она как раз таки ненавидела что-то просто заучивать.А нравилось ей решать логические задачки с папой. Может, есть дети, которым не подходит классическая система, где многое держится на заучивании фактов? Наверное, не каждый ребенок будет по 20 минут в день читать слоги, просто потому что надо. Может, лет в 14 он сможет себя понудить, видя впереди цель, но в 6-8 лет…То же с заучиванием иностранных слов, дат, и уж тем более окончаний существительных. Может, Вам просто повезло с ребенком в том плане, что Ваши интересы совпали? Или он так сильно привязан к Вам, что хочет заслужить Ваше одобрение, а на самом деле терпеть не может зубрить? Не сочтите за нападки, это просто размышления вслух🌹

        Нравится

      2. Надо заучивать немного, системно и регулярно, наполняя факты образами. 20 минут в день на 7 предметных областей это очень мало. Так учились всегда, до нашей эпохи тотального невежества. Сегодня на этой программе учатся 100 000 детей по ваксу миру 🙂 Программа для тех, кто готов трудиться, конечно

        Нравится

      3. Как же здорово!подрастет моя малютка,а уже будет несколько учебников от Вас издано,надеюс!я ооочень радуюсь!!!!
        Молюсь за Вас!

        Нравится 1 человек

  7. Спасибо! Получается, в классическом образовании используются какие-то мнемотехники? Трудиться должен родитель или ребенок?) А как проверить, что ребенок готов трудиться? Наверное, всё-таки для кл.обр. подходит только определенный психотип (если мы хотим хороших результатов добиться). Это, наверное, спокойные, усидчивые, послушные детки. Если ребенок очень подвижен, рассеян, не имеет наклонности к кропотливому труду, ему будет тяжело при таком способе обучения? Еще бывают детки с сильной волей: если им неинтересно, их не заставишь, надо как-то заинтересовать. А заучивать большие объемы информации не каждому интересно.Поправьте меня, пожалуйста, если я ошибаюсь.

    Нравится

    1. Екатерина. Этот образовательный метод хорош для тех, кто хочет ОЧЕНЬ качественного образования и готов для этого трудиться, а не сваливать на то, что у меня подвижный ребенок и ему ничего неинтересно. В читающей семье дети любят книги, им все интересно. Больший объем знаний рождает больший интерес. Конечно для выучивания используются и песни и мнемотехники. 20 минут работы с памятью в день на возраст начали это совсем немного.

      Нравится

      1. Ирина, благодарю за ответ!Ну почему же сразу «сваливать»…Тем более я не говорила о том, что «ничего не интересно». Подвижность не исключает любознательности. Я пытаюсь понять, всем ли детям подходит такая методика. Пусть родитель ОЧЕНЬ хочет потрудиться. Каким образом он должен трудиться, чтобы заставить ребенка зубрить, если ребенку ненавистна именно зубрежка? Ему, может, нравится читать, ходить в музеи, исследовать природу и прочее. Все что угодно, но не заучивание наизусть. К тому же в наше время много детей с гиперактивностью. Я, правда, близко таких не знаю, но предполагаю, что
        у них с заучиванием могут возникнуть проблемы. Если что, мне очень близки Ваши мысли, я люблю такую основательность. Пытаюсь разобраться в вопросе.

        Нравится 1 человек

      2. Он должен спрашивать у ребёнка в течение дня несколько раз одно и тоже, если ребёнок не может общаться на эту тему в течение 20 минут 🙂

        Нравится

      3. Если ребенок не выучил историческую хронологию, у него никогда не будет целостного представления об истории до тех пор, пока она не выучится сама (может к 5му курсу исторического факультета?), пока он не выучит где на карте находятся как минимум 300 географических объектов, для него вся история повисает в воздухе как некая сказка. В общем, если нет цели дать ребенку хорошую базу, то зубрежка не нужна. Или откуда эта база возьмется? Какие варианты? Как ему в голову попадет хронология их 160 событий?

        Нравится

    2. Екатерина и Ирина, извините, что вмешиваюсь в ваш разговор, но мне бы очень хотелось успокоить Екатерину. У меня старший сын (7лет) как раз вот такой вот психотип))- неусидчивый, шустрый, вечно и много двигается ну и по списку, вроде никаких официальных диагнозов нет, но явно прослеживаются признаки сдвг, мдд и легко возбудимый, плюс долго концентрируется. НО на слух запоминает быстро и оч большие объемы информации. его бесполезно «сажать учиться»- но по дороге в магазин можно к примеру вспомнить созвездия северного или южного полушария, причем на ЕГО выбор (это важно). Я так и спрашиваю- ну что созвездия какого полушария повторим? я никогда не спрошу- ты хочешь повторить созвездия (планеты, перечислить все внутренние органы и тд)- он просто ответит нет., а так вроде выбор без выбора. Как это проверить?- либо знаешь сам наизусть, либо фото с карточкой в телефоне для контроля.

      У неусидчивых детей наоборот- оч много вопросов в одну минуту времени, и маме действительно нужно быть готовой ВСЕГДА. Наш ребенок сидит оч долго только если кроссворды разгадывает или я ему читаю, все! Но на ходу засыплет вопросами- мне так пришлось выучить названия облаков (я то раньше помнила только кучевые и перистые:), чтоб достойно выглядеть в его глазах. Пошли в лес- извольте знать виды соцветий, корневую систему разных деревьев, почему рябь на воде и тд и пт. Нет таких детей, которым было бы не интересно все вокруг, просто способ подачи, факты яркие четко и коротко, и не растекаться пломбиром по древку и все будет ок. И да это оч большая нагрузка на маму, но подъемная вполне)). Не волнуйтесь все будет хорошо.

      Нравится 1 человек

    3. Да, у меня как раз такой ребенок (последнее) старший. Ему метод заучивания не подходит совсем, впрочем, как и мне. Дело не в нежелании трудиться, а в типе мышления. Информация в виде зубрежки не усваивается в принципе. Зато та информация, которая является ответом на личный запрос усваивается практически 100% и с легкостью. Так что лучший способ — мотивировать познавательные запросы ребенка, ну и, конечно, отвечать на них в полном объеме.

      Нравится

  8. Ирина,подскажите,а с какой конкретно даты «от сотворения мира» вы начали учить?
    Мы с ребенком(8 лет) пока читаем небольшие книги -рассказы по истории,по географии пока знает материки,океаны,несколько островов,озер ,морей и горы.Карты мира и России висят в детской перед глазами.По географии как поняла вы берете на неделю определенную область для заучивания?В контурных картах первые страницы начинаются с кругосветных путешествий-стоит ли подробно на них сейчас останавливаться или просто учить определенные названия и их местонахождение?
    Спасибо за совет!!!

    Нравится

  9. Ирина,а есть у вас в планах издать книгу(книги) по теме со??Вот там чтобы были такие статьи как эта.Это по мимо учебной программы которую вы планируете.
    Я бы с удовольствием купила себе и еще несколько в подарок.И,думаю,тираж бы разлетелся многотысячный!
    Люблю больше читать в бумажном варианте)Вот было бы здорлво,а?!)

    Нравится 1 человек

  10. Ирин,скажите,пожалуйста,вы сразу по всей предметной базе пробегаетесь вначале или неск мин на базу,а потом углубляетесь в предмет?

    Нравится 1 человек

  11. Ирина, спасибо за Вашу работу,. только пока очень много вопросов, перечитываю статью Дороти Смерз, если делать акцент на заучивании, логику вообще можно не трогать, так популярна математика от Жени Кац — все сплошь на развитие логики.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s