Теория СО·про #школа

Учительница первая моя или слово о суррогатном материнстве

mdon05

У меня очень смешанное отношение и к своей первой-второй-третьей учительнице, да и к учительницам в целом. У меня были в школе не только полностью безразличные учительницы, относящиеся к своей профессии с разной степенью неприязни. Было и несколько таких, с которыми, казалось бы, у меня мог бы выйти хороший человеческий контакт.  Но сама структура школьных отношений делает неизбежным формализм в отношениях между ребенком и учителем.

Я всегда чувствовала этот непреодолимый барьер, который мешает войти в хорошие теплые человеческие отношения с учительницей. Этот барьер ощущался чем-то странным и неестественным; ведь естественно — это когда между женщиной и ребенком, которые часто общаются, складываются доверительные отношения, в которых женщина как бы берет под опеку ребенка, становится ему этакой «суррогатной матерью». Ребенок невольно переносит с отсутствующей матери определенную часть ожиданий внимания и любви на учителя.

Но с учителем такие отношения выстроить крайне сложно. В силу своих обязанностей он должен занимать оценочную позицию по отношению ко всем ученикам. Учительницу всегда немножко боятся, потому что она должна быть этакой машиной, которая выдает оценки глядя только в тетрадь и не глядя на лица. Безличное отношение всегда ранит, но учитель не имеет профессионального права на необъективность, он обязан мерить всех одной меркой.

Эта механизация человеческих отношений калечит в первую очередь самого учителя. И особенно учительницу, женщину, отношения которой с детьми, в первую очередь, базируются на материнском инстинкте, на чем-то чутком и безусловно любящем. Забивая в себе естественное стремление защитить ребенка, и становясь, вместо этого, его судьей, женщина переживает то, что называется «профессиональное выгорание».

Вполне вероятно, что  пресловутая «несложившаяся личная жизнь»  многих учительниц есть не причина, а следствие их работы в школе. Помимо описанного выше ломания об колена материнского инстинкта, учительство в современной школьной системе — это есть сложнейшая управленческая задача, при выполнении которой человек должен лавировать между интересами класса, родителей, коллег, директора и своими личными.  Чтобы не сойти с ума на этой работе нужно быть ловким политиком и умелым стратегом, учитель должен уметь держать внимание 30 человек и управлять этим вниманием, жестко подавлять хамов и провокаторов, договариваться с лидерами среди родителей и детей, и при этом уметь заслужить одобрение начальства. Через день находиться в крайне стрессовых ситуация и так далее и тому подобное. Это все совершенно не женские роли!

Вполне естественно, что самые позитивные впечатления от школы у меня связанны именно с учителями — мужчинами. Не было никаких ложных ожиданий, все было ясно, четко и по делу. С учительницами, как правило, либо чувствовалось напряжение (хотя конфликтов у меня ни с кем не было), либо было неудовлетворенное желание более близкого контакта.

Я думаю, что реальным оздоровлением школьной системы могла бы быть не новая линейка учебников + перетряхивание учебного плана, а привлечение в школу учителей-мужчин. Это то, что может действительно улучшить ситуацию, ибо мужскую работу правильно выполнять мужчине!

Всех учительниц поздравляю с профессиональным праздником и выражаю мое глубокое сочувствие, как и многим женщинам, занимающимся мужским делом.

Учительница первая моя или слово о суррогатном материнстве: 12 комментариев

  1. Ирина, Спасибо большое. Все именно так и есть в наших школах. Бесконечное деление себя на школу и семью. Работаю в образовании 4 год, и чувствую себя предателем своей семьи, и своих учеников. Для семьи остаётся раздражение и усталость после трудового дня, а для учеников идёт Бесконечная отработка навыков дисциплины и чуть-чуть знаний. ( В классе 32 ученика). А перемены -это кусочек Ада на земле для самых маленьких. Все эти годы меня не покидает чувство жалости ко всем детям, которые учатся в школе. Мой собственный ребёнок учится в 4 классе, маленькая скоро должна пойти в 1 класс. Очччень мечтаю о семейном обучении. А ведь многие родители и не понимают, куда они отдают своих сокровищ. Мне хочется кричать им всем » Заберите своё золото и берегите их дома. » Ведь этот период, когда твои дети с тобой такой короткий, а мы тратим это драгоценное время в пустую. Дай Бог всем желающим возможность обучать своих детей дома. Дай Бог, Вам Ирина творческих успехов и сил.

    Нравится 1 человек

      1. история только 57-ой школы у всех на слуху… А если про учительниц, то да, очень все это грустно, ребенок тянется как к родной маме и ждет понимания и поддержки, а, в лучшем случае, получает формальное оценивание даже не интеллекта, а сиюминутных результатов… Моя первая учительница настраивала мою мать на жесткие меры воспитания, а потом у меня спрашивала: «ну что, побила тебя мама, наконец?» Хорошо сказал о главном секрете обучения любого золота папа-семейник http://papakarp.ru/%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%8F-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%BF-%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D1%8B%D0%B9-%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%81%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%82-%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B8/

        Нравится 1 человек

  2. как раз сейчас читаю: » Самые знаменитые высказывания об образовании указывают на сомнительную связь образования со школой, причем школа в них обрисована весьма нелестно. Например, Марку Твену при-надлежит острота: «Я никогда не позволял школе
    вмешиваться в мое образование». Ему вторит
    Уинстон Черчилль: «Мое образование прерывалось один-единственный раз— в школе». А Аль-берт Эйнштейн утверждал, что«образование—
    это то, что останется, если хорошенько забыть
    все, чему выучился в школе». В чем тут смысл?
    В том, что школы не только не обязательны для
    образования, но даже могут ему помешать.
    Как же мы дошли до того, что самые блестящие умы(а также и не столь блестящие) с неприязнью вспоминают годы, проведенные в школе?»
    Гэри Томас «Образование. Очень краткое введение»

    Нравится 1 человек

  3. — Значит, счет, геометрию и разного рода дру-гие предварительные познания, которые долж-ны предшествовать диалектике, надо препода-вать стражам еще в детстве, не делая, однако,
    принудительной форму обучения.
    — То есть?
    — Свободнорожденному человеку ни одну на-уку не следует изучать рабски. Правда, если тело
    насильно заставляют преодолевать трудности,
    оно от этого не делается хуже, но насильствен-но внедренное в душу знание непрочно.
    — Это верно.
    — Поэтому, друг мой, питай своих детей наука-ми не насильно, а играючи, чтобы ты лучше мог
    наблюдать природные склонности каждого.
    «Государство», 536d–537a
    Здесь Платон привлекает внимание к проблеме, которая остается актуальной и по сей день; она лежит в основе практически всех тех тем,
    что я собираюсь затронуть в этой книге. Это на-пряжение, возникающее между двумя принципиально расходящимися направлениями образовательной мысли: должны ли мы требовать от детей заучивания фактов и идей, которые мы им
    сообщаем? Или же нам следует поощрять у них самостоятельный поиск знаний?
    Цитата из той же книги…

    Нравится 1 человек

  4. То есть Вы Ирина соглашаетесь с мнением о. Димитрия по вопросу о преподавателях в школе: уж если школам и быть, то в основном там должны быть учителя-мужчины, причём самые лучшие и самые сильные (т.к. учить тяжелее чем даже лечить!)
    Мои ощущения совершенно такие

    Нравится 1 человек

  5. А ко мне, как к учителю воскресной школы подходили родители и говорили про своих детей:»вы с ними построже, не сюсюкайтесь, короче пожесче, матушка». Печально, но факт, сами родители, воспитанные в бездушной системе сов.школы, хотят, чтобы даже в воскресной школе все было также «нормально».

    Нравится 1 человек

  6. да, я с этим тоже сталкивалась, притом такие посылы исходили от мам, любящих своих детей и заботящихся о них. Здесь , я думаю, имеет место перекладывание ответственности и собственное бессилие родителей,попытка найти вовне то, чего не хватает самим. Я с такими мамами беседовала на тему об установление своих границ и границ ребенка внутри семьи, второй удивительный момент — вместо того, чтобы лучше узнавать своих детей, мамы ищут информацию опять-таки вовне. ну, например, была у меня девочка, которая любила танцевать и мы с ней все английские цифры и алфавит буквально вытанцовывали, а мама пыталась ее за книги усадить, когда девочка и 5 минут просидеть не может — такая у нее физиология. Очень много штампов: учиться-значит сесть за стол с постной физиономией и в том же духе, а это ведь сотворчество и только тогда процесс преподавания превращается в безумно приятную и увлекательную вещь для учителя и ученика. Учителей многих вспоминаю с большой теплотой, дай им бог здоровья, но чаще всего, как в моем случае, это замена родителей другим значимым взрослым. увы. может ли мама заменить ребенку весь мир, влючая учителей? странный на мой взгляд вопрос. мама-это не замена — это призма, через которую ребенок выбирает учителей по своей жизни. и если с призмой все в порядке, ребенок не ошибется, а выберет именно то и тех, кто является для него наилучшим ресурсом на данный момент.

    Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s