Сложности СО

Вы нам писали…

С вами рубрика «ваши письма». Прошел первый месяц учебного года и для некоторых семей, впервые попробовавших СО, он был шокирующим. :)) Я думаю, что с аналогичным явлением сталкиваются не только написавшие мне мамы, но и многие ненаписавшие. Поэтому решила для общей пользы сделать свои ответы/рекомендации доступными для всех.

c_ti3dz6dz8

Приведу здесь два полученных мною письма на эту тему. Оба привожу анонимно:

Первое: «Я РАЗОЧАРОВАЛАСЬ В СО»
«Ирина,здрауствуйте. Разрешите к Вам обратиться с вопросом,как к опытной маме и практику СО. Мы оформились в обычную школу С этим никаких проблем. Дочери 7 лет в сентябре было. Она уже давно читает.Читает много,быстро ,большими объемами.Очень ей нравится читать. Кругозор довольно широкий как мне кажется. И весь 1 кл мы прошли еще весной.Поэтому решили как в школу оформимся,сдадим аттестацию за 1 кл.,что и собираемся сделать через 2-3 недели. НО, как только начался учебный год и мы начали заниматься каждый день. Не больше 1 часа в совокупности уходит. Интерес к учебе пропадать стал. И теперь каждый раз,когда она слышит,давай уроки,я слышу недовольное мычание в ответ и слово «опяяять». И постоянно нытье «почему так мнооого,почему так трудноооо,я устаааала,у меня не получаааается». Держусь уже из последних сил,нытье это по перек горла. Иногда уже срываюсь,как только сорвусь,всё сразу сделает ,Как надо. чистенько,аккуратненько,без ошибок. Проходим программу 2кл сейчас. Что я делаю не так? Может тороплю её? Почерк никак не поставлю,пишет очень плохо,криво,строчки не «видит». Воообщем,не знаю ,где поддержки искать. Уже почти готова её на след.год в школу отправить,но мысли приходят,как этот год выжить? Ирина,Вы простите меня,если что,у вас ведь свои дети и свои проблемы,а тут я еще со своими.Но реально не с кем мне посоветоваться и как-то бесстрастно оценить свою ситуацию.» …. мне кажется,я разачаровалась в СО. Усилий много,а результата видимо рано жду. Или получила не то,что ожидала.не знаю как себя обратно в тонус поставить.»

Суммируем:

  1. Мы имеем ребенка, которому только что исполнилось 7 лет, девочка уже читает много, быстро и большими объемами.
  2. Ребенок проходит программу за второй класс (те рассчитанную на детей старше на примерно на 1,5 года в среднем).
  3. Основная проблема видимо лежит в постановке почерка. От ребенка сразу требуется «видеть строку»
  4. Обучение проходит по учебникам.
  5. Занятия занимают всего 1 час в день, но это настолько тяжело, что мама готова отдать ребенка в школу.

Мой комментарий к ситуации:

  1. Дети крайне редко бывают готовы к формальной учебе ранее 8 лет (сидеть за партой и делать письменные задания). Раннее начало для них очень тяжело, а очень раннее начало формальных занятий часто приводит к «выгоранию» — ребенок начинает испытывать отвращение к учебе.
  2. Постановка почерка — самая сложная задача начального этапа обучения. Многие дети не готовы вообще писать курсивом до 8-9 лет и это в пределах нормы.
  3. Школьная программа подразумевает освоение курсива за одно полугодие, что качественно сделать почти невозможно для большей части детей, поэтому в школе крайне редко можно увидеть хороший почерк.
  4. Не знаю по каким прописям учит мама, но большинство из них — мука для ребенка.
  5. Нельзя «разочароваться в СО» на базе того, что ребенку не подходит программа, по которой его учат.
  6. Мы имеем случай превращения дома в школу.

Второе: «УЧИМСЯ КРУГЛОСУТОЧНО БЕЗ КАНИКУЛ И ВЫХОДНЫХ»

«Здравствуйте, Ирина! Вот уже лето и два осенних месяца мы на СО. Хочу поделиться впечатлениями: не знаю, как многим удается так заниматься со своими детьми, что ещё остается много времени, мы учимся почти круглосуточно, без каникул и выходных. Потому, что у старшей 7класс — аттестации по 13-и предметам сдавать ( в каждом учебнике по 30 или 60 параграфов, и в день надо учить по 2-3 параграфа, что бы успеть сдать все аттестации по графику в срок плюс ежедневные час -на алгебру, час на русский, час на английский). Плюс ленивый ребенок. Дал задание в надежде, что делает, вышел ( пока занимался с другими детьми) вернулся- не сделано или сделано не за час, а за 2. И все затягивается. А ещё она постоянно недовольна, что надо учить (в школе не надо было!) . Обижена, набычится и сидит, не отвечает, тогда урок вообще пропал, все силы на преодоление конфликта уходят. А невыученная норма на следующий день откладывается. Она не чувствует никакой ответственности, что скоро аттестация, а она не учит — все это мои заботы и страхи. И это ужасно… Хочется хороших отношений с ребенком, а часто приходится давить. Это не жалоба, а реалии нашей повседневной жизни на СО. Я поняла, что в школе они ,действительно, ничего не учат и оценки это некая фикция. В старших классах дети концентрируются на важных (для будущей сдачи ЕГЭ) предметах, остальные только делают вид, что учат, как-то получая оценки. Нам же приходится все выучивать от корки до корки, чтобы сдать аттестацию. И школьная программа очень давит. Эо огромный объем. Возможно я сама очень недалекого ума, но ,как выяснилось, русский я совсем забыла, просто пишу более-менее грамотно, а тут взяли учебник, стали заниматься и оказалось ,что-то не помнит с прошлого года, что-то с позапрошлого, а я -то вообще не знаю, какая была программа прошлого года, а что именно изучается в пятом классе. Пришлось пойти к репетитору, а это 9000 в месяц, взяли ещё дополнительно скайп по- английскому разговорному, а это тоже 10.000
С третьеклассником, кажется, меньше проблем: дал задание, он делает. Но если занята с дошкольником в это время, то получасовое задание затягивается на час — полтора. То есть надо с ним сидеть. В отличие от старшей, он не хочет в школу.
Но в итоге получается, что шестилетка и трехлетка, пока я занимаюсь со школьниками бегают по квартире, и делают, что хотят.Пока мы занимаемся , они с сестрой постоянно что-то делят, от этого часто визг и крики. Я не успеваю с ними позаниматься — все отнимают школьники. Если сяду с ними , то школьники занимаются и днем и вечером после своих кружков. Вечером развожу всех по кружкам.
Меня не оставляет чувство вины, что дошкольник и трехлетка фактически брошены. У дошкольника большие логопедические проблемы, плохая память, не умеет собираться (быстро одеться и т.д). Все настоятельно рекомендуют сад. Я этого очень не хочу. В тоже время понимаю, что если бы не взяла в этом году школьников из школы, могла бы его за год хорошо подготовить…..
Простите за грустный комментарий…. Мой реальный опыт резко отличается от того, о чем я читала.»

Суммируем:

  1. Девочка 14 лет, проходившая 6 лет в школу не имеет интереса к учебе
  2. Мама подозревает девочку в лени, приходится давить на ребенка
  3. Девочка занимается по школьным учебникам
  4. Третьеклассник, тоже только что перешедший на СО, затягивает выполнение заданий
  5. Все дети во второй половине дня ходят на кружки
  6. Мама не успевает заниматься с дошкольниками

Мой комментарий к ситуации:

  1. Ребенок, который 6 лет ходил в школу, потерял всякий интерес к учебе и, скорее всего, испытывает рвотный рефлекс при виде учебника. Таким детям нужен период «расшколивания»- как правило он занимает порядка 1 года, не меньше.
  2. У ребенка, который никогда не знал, что такое самостоятельно учиться и отвечать за проделанную работу, конечно, такого навыка нет. Его надо этому учить. С нуля.
  3. Учеба по школьным учебникам ужасно скучна. Тексты в учебниках — это переваренный многократно продукт + они рассчитаны  на то, чтобы занять в классе 30 человек на 40 минут.
  4. Обычно у детей, ходивших в школу более 1-2 лет, потерян контакт с родителем и я бы посоветовала сфокусироваться сначала на этом вопросе, чтобы ребенок более чутко относился к реакции мамы. Это отдельная большая работа. Мне кажется, было бы правильным посвятить лето именно восстановлению отношений с ребенком.
  5. Всем родителям, собирающимся обучать дома, НЕОБХОДИМО выучить самим русский язык. И неважно — что проходят в каком классе, нужно уметь исправить в тексте все ошибки (сама сейчас учу активно русский). См мой пост про русский.
  6. Третьеклассник, конечно, сам не умеет пока следить за временем, он просто не чувствует сколько прошло. Я бы посоветовала купить ему таймер и написать рядом с каждым заданием — за сколько оно должно быть выполнено.
  7. Школьная программа в целом — это «бремена неудобоносимые» — очень много нудной работы, а толку ноль. Поэтому я не учу по школьной программе и никому не советую. Лучше потратить силы на то, чтобы утвердить со школой индивидуальный план или найти щадящий режим аттестаций.
  8. Не надо превращать дом в школу. Если учите по школьным учебникам — прочтите их сначала и выберите то, что действительно нужно выучить наизусть, остальной материал постарайтесь подать в какой-то более живой форме.
  9. Кружки каждый день — это жесткий перебор при такой нагрузке! У нас из дополнительных занятий — только спорт и экскурсии. Детям нужно много свободного времени, чтобы развиваться!
  10. Дошкольникам достаточно читать вслух, никакой подготовки к школе им не надо (все, что в моем посте До школы, очень здоро делать, но не критично), им нужно придумать интересные занятия, научить их играть. Советую почитать на эту тему вот эту книгу:

debor-500x500

11. И советую прочитать вот этот пост 🙂 никто не обещал легкой жизни. Но выбор то у нас какой?! Семье, начавшей СО, нужен 1 ГОД, чтобы найти свой ритм. 

Нам надо хорошо усвоить, что за Образование мы отвечаем не перед школой, а перед Богом! Тогда все встанет на свои места:). Нам надо думать, планировать, молиться и просить вразумления и помощи Божией в этом, несомненно, Богоугодном деле. Аминь.

Фото с сайта: C_Ti3Dz6dZ8.jpg

Вы нам писали…: Один комментарий

  1. Ирина, огромная благодарность за трудное дело моральной поддержки! С Богом, девочки! Мы сможем выучить своих детей!
    Я настолько ненавидела сама школу, что сейчас пребывают в состоянии перманентного счастья от того, что не надо туда ходить каждый день!!!! Ну а у любой проблемы есть всегда как минимум два решения. Моя главная задача проф ориентировать старшего (14 лет, 8 класс) — желания и воли нет ни к чему. Все отбили.

    Нравится 2 людей

  2. Как же сложно во все это поверить и принять. Во всем доверяю отцу Дмитрию, умом полностью соглашаюсь со всем что говорит Ирина Валерьевна, но так трудно принять это и перейти на рельсы подготовки к СО (у меня ребенок еще маленький и другие, надеюсь, будут). У меня вообще в школе проблем не было. Причем знаниями, полученными в школе, пользуюсь до сих пор, поражая иногда коллег и мужа. Даже любить нашу культуру, историю, понимать русскую литературу, — всему этому научили в школе. Прямо в голове не укладывается…

    Нравится 1 человек

  3. Очень благодарна за рекомендацию по капиллярной ручке, купила к ней насадку-держатель теперь пишем в 2 раза быстрее. А еще я заметила, что в тетради в косую линейку, действительно, плохо видят строку, взяла тетрадь с узкой линейкой, но без косой линии, перестал выходить за строку.
    Помоги всем Господь! Особенно кто решился старших забрать из школы, очень трудно влиться, это нужно проучить все предметы по всем классам, чтоб быть в теме.

    Нравится

  4. Хотел бы обратить внимание родителей к одному эффективному приему привлечения интереса к занятию, а именно к играм. Но не к подвижным или настольным, а к компьютерным!
    Не надо думать, что советую давать играть 10-15-30-60 минут в награду. Совет в другом: придумайте награды за действия, как в большинстве игр ( например награды, точнее ачивки в World of tanks). За 5 пройденых тем без ошибки, за выученную тему «падежи», за исключительно интересное сочинение по мнению независимого жюри из родственников. Сделайте это наклейками/значками/ записями на стене почета и т.д. спросите у любого игромана про награды в Стриме(межигровая соц сеть для продажи и привлечения внимания играм), различных RPG и т.д. уверяю, эффект будет

    Нравится 1 человек

    1. У нас стимулом служит, распечатка картинок (паровозы, танки, было одно время динозавры, рыцари, животные и т.д.) к ним куплены папки с файлами, получается что-то типа коллекционирование. И дети, действительно, играют как с игрушками с распечатанными картинками, раскрашивают их фломастерами.

      Нравится 1 человек

  5. Добрый день Ирина!
    Вы часто пишете, что обучать ребенка на СО лучше не по школьным учебникам и школьной программе. Правильно ли я понимаю, что родители которые выбрали именно этот путь самостоятельно разрабатывают учебный план? И как в таком случае не упустить какие-то моменты, не забыть о чем-то важном в обучении?
    Может есть какие-то методички, планы… ?

    Нравится 1 человек

      1. Вы сдаете аттестацию в обычной московской школе? Если у вас индивидуальная программа,отличающаяся от школьной,каким образом вы сдаете аттестацию? Программа-то другая… спасибо. Простите,если мои вопросы глупые,не могу разобраться в со до конца. Вижу миллион плюсов в со ,но хочу во всем разобраться. Спасибо.

        Нравится 1 человек

    1. А мне, кажется, что та планка которую задает Ирина, гораздо выше любой школьной программы, я из-за этого первое время очень переживала (школьный минимум бы освоить), но потихоньку в голове все укладывается, цель намечена, ну, а срок у каждого свой.

      Нравится 1 человек

  6. Здравствуйте, Ирина и все читатели! Дело в том, что в некоторых епархиях сейчас создаются, а где-то уже есть комиссии по вопросам семьи и детей. В положении по созданию комиссии указаны возможные сферы деятельности, в том числе и семейное обучение. Очень хотелось бы, чтобы когда-то в Москве или где-то в регионах прошло обучение для людей, которые могли бы потом идею СО грамотно транслировать в регионах. Возможно ли такое? Мы были бы очень рады видеть Вас в Курске.
    У нас есть детский центр при монастыре, который мог бы стать площадкой для пробной группы, т.к. есть родители, заинтересованные в СО, но пока нет тех, кто за это бы грамотно взялся. Нужна методическая поддержка и обучение для потенциального куратора этого направления и для родителей.

    Нравится 1 человек

  7. Ирина, добрый день! Спасибо за очередную публикацию! Хотела написать комментарий в контакте, но там ограничили число знаков. Мой вопрос не совсем по теме. Вконтакте Вам писала Наталья, спрашивая о том, как найти время на всё: на СО, на дошкольников, на младенцев, на мужа и на хозяйство. Меня тоже очень волнует этот вопрос. Муж, который в целом поддерживает идею СО, недоумевает, как можно успевать учить нескольких детей и при этом вести дом. Вы, например, гуляете после 16.00. Но если у мамы есть младенец, такой вариант не подходит, потому что в наших широтах большую часть года в 4 часа солнца или нет, или его мало. Значит, ребенок не будет получать витамин Д. Очень непривычно сидеть дома в первой половине дня, самое лучшее для прогулок время:светло, малыши двигаются перед обедом, потом хорошо кушают и засыпают, можно сходить в парк, можно пообщаться с другими детьми на площадках. И это только прогулки.
    Есть боязнь обделить вниманием младших детей, когда получается перекос в сторону СО, а другие стороны жизни страдают. Младенцу надо делать массаж, гимнастику, укладывать спать (не все дети засыпают за 10 минут кормления),следить, чтобы ничем себе не навредил, ползая. Дошкольники тоже требуют внимания, с ними тоже хочется позаниматься, сводить их в гости к другим деткам (если мы говорим о несадовских малышах), на какие-то занятия. Ну что я Вам рассказываю…Вы более опытная мама, чем я, тоже готовите, прибираете, ходите в поликлинику. Может, Вы поделитесь своими секретами в отдельном посте? Как у Вас организовано время, как упрощаете себе жизнь? Мне кажется, это было бы очень полезно мамам, которые готовятся к СО. Может, даже полезнее, чем книжные рекомендации, которые я сама очень-очень люблю! 🙂

    Нравится 1 человек

    1. Секрет тут в том, что дети школьного возраста должны делать бОльшую часть заданий самостоятельно. Чем старше ребёнок, тем более независимо он работает. Я занимаюсь с ребёнком порядка часа, 3 часа он занимается сам.

      Нравится

    2. Секрет, как мне кажется, в очень высокой самоорганизации и в умении приоритезировать, чем многие мамы, в т.ч. и я, не обладают, к огромному сожалению! Но, скорее всего, этому можно научиться. У меня только двое малышей ю: 3,7 и 1год, но я и с ними уже, как говорится, «запарилась» 😃 И детей-то мне Бог дал не с простым характером. Чему-то хочет научить!

      Нравится 1 человек

  8. Ну вот, в этом деле (когда дети учатся не в школе) чужого опыта оказывается не достаточно, потому что слишком много обстоятельств и сосбенностей каждой семьи накладывает отпечаток! Он нужен, чужой опыт.
    Но как мне написала одна мама (двое детей у неё на СО): «я сделала себе план пользуясь чужим опытом. На деле он пошёл прахом, и я в итоге почти все сделала иначе….»

    Нравится

  9. «Воспитай старшего и не нужно будет воспитывать младших», неоднократно слышала от многодетных мам, которые уже вырастили своих детей. Младшие дети всегда развиваются быстрее старших, им есть с кого копировать. Ходить в гости к другим маленьким детям, когда у тебя дома дет.сад, зачем? У нас кроме сбора вирусов как-то не получается. И я заметила, что младшие, видя, занимающегося старшего, легко садятся за парты, лепить, клеить, разукрашивать., обводить закорючки. Чтение, можно заменить аудио сказками. Ползающего младенца ограничить в пространстве комнаты, где учитесь. И не забывайте, что домашнее задание после школы, Вы будете делать с ним, а по времени это тоже самое, что заниматься на СО в начальных классах, т.к. ребенок приходит уставшим и все растягивается на часы. Я, выдохнула, когда перевела его на СО, мы болели чуть ли не каждый месяц, от него заражались все остальные дети, беготня за справками для школы. Раз в 2 недели истерика не буду делать уроки, сейчас устал не занимаемся. Дети же не роботы. Не говоря уже о заразе, мата, вранья и электронных игрушек. Через полгода школы, ребенок ходил с потухшим взглядом и усталый. Я склоняюсь к старшим детям и ориентир на них.

    Нравится 1 человек

    1. Людмила, я правильно вас поняла, что вы рекомендуете уделять больше внимания старшему ребенку, а младшие сами по себе за ним подтянутся? И им не нужно уделять столько же времени и внимания, сколько вы уделяли старшему, когда он был в их возрасте?

      Нравится 1 человек

      1. Младшие дети и не требуют столько внимания, т.к. они втягиваются в игры со старшими. Младшие ориентируются на старшего, поэтому если старший идет в разнос, то младшие скопируют один в один, и Вы не сможете ничего доказать младшим, что они делают неправильно, а почему неправильно, если старшему можно. Ну это то же самое, что говорить ребенку курить это вредно, а папа сам курит. Старший смотрит на родителей, младшие смотрят на старшего, иерархия. Потом придет время, когда старший будет смотреть за младшими, а как он за ними будет смотреть зависит от того, как Вы его воспитали. Было время, когда старший пытаясь добиться своего подговаривал младших, и начиналось тройное наступление. Младшим труднее подговорить старшего, т.к. он более разумный.

        Нравится 1 человек

  10. Здравствуйте, дорогая Ирина! Не знала , где задать свой мучающий меня вопрос. Просмотрела со вниманием ваши материалы на сайте. Всё же у меня вопрос: Как мне, как маме, которая не является специалистом по точным наукам, рассказывать детям физику, химию. Это трудные науки, я знаю их лишь на элементарном уровне. Как я смогу рассказать теорию нужную 9-11 классникам?

    Нравится

    1. Это наименьшая проблема. В этом возрасте дети учатся уже на 99% сами. По сложным вопросам можно консультацию специалиста онлайн получить без проблем. Главное для мамы — русский язык выучить, чтобы с 1-по 5 класс письменные работы детей проверять.

      Нравится

      1. То есть как сами?даже языки иностранные сами изучают? А как я смогу проверить качество их знаний по этим предметам, когда я сама в них не разбираюсь? Допустим, как я буду помогать или проверять им с задачами по физике/химии?

        Нравится

  11. Еще один вопрос- у вас есть подборка учебников по предметам, а слышали ли вы о программе Русская Классическая Школа? Там группа специалистов адаптировала старые советские учебники (Пчелко Поляк и др.) по точным наукам, осовременив немного и проиллюстрировав , и по словесности это Ушинский. У них очень хорошо проработана начальная школа, математику изучают наглядно-образно, уделяют огромное внимание чистописанию, пишут перьевыми ручками.Что об этом думаете?

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s