Сложности СО

Боливар не выдержит двоих, или как обучать дома несколько детей

1

Мысль о том, что нам дома с, допустим, тремя детьми, нужно воспроизвести занятия трех школьных классов по 5 уроков, вгонит в ступор кого угодно. Обычно именно это и происходит с людьми, впервые услышавшими о СО. Особенно с учителями. КАК это возможно, если я к КАЖДОМУ уроку в школе готовлюсь по 2-3 часа??? Ответ — никак это невозможно.

Метод школьно обучения так же искусственен, как и сама школа. Но у нас он очень крепко сидит в голове, и мы просто не видим других альтернатив.

А альтернатива, она такая:

1. Во-первых, все дети в семье 9-10 лет и старше вполне могут выполнять бОльшую часть заданий самостоятельно. Им нужно просто составить четкий план, согласно которому они будет САМИ читать объяснения к уроку, выполнять задания, и спрашивать только то, что совсем непонятно.

Как это сделать? Ничего особо сложного в этом нет: берете учебник по русскому и математике за тот класс, которому соответствует уровень ребенка, делите количество заданий на количество учебных дней в году и расписываете объем, который нужно выполнить за каждый день. Обычно учебник содержит много лишнего, поэтому стоит каждое воскресенье просмотреть задания на неделю и вычеркнуть те, что, очевидно, для ребенка слишком легкие и выполнять их смысла нет.

По прочим предметам, таким как история/география/биология и тп поступаем аналогично: в этому случае разбивать количество страниц имеет смысл на количество учебных недель в году (или просто разбейте на недели основные темы), плюс подбираем литературу для чтения, из которой нужно читать в возрасте 9-10 лет минимум по 30 страниц в день. Для предметов, требующих, на Ваш взгляд, дополнительного руководства, на которое у Вас нет сил/времени/знаний (типа английский), сейчас можно найти очень недорогие групповые он-лайн занятия (подумайте тут о том, сколько Вы сэкономили на школьной форме и одежде для школы:). Свое виденье обучения на возраст 9-10-11 я описала в этом посте.

2. Во-вторых, детей, которые находятся в младшем школьном возрасте (6-8 лет), в вашей семье вряд ли больше двух. А обучение двух детей 6-8 лет совмещать вполне реально. В этом случае нужно ориентироваться на старшего ребенка и упрощать его задания для младшего. Например: старший переписывает текст, младший его читает вслух, старший учит таблицу умножения на 6, а младший занимается интервальным счетом или просто учит последовательность произведений в этой таблице, и тп. Свое виденье обучения на возраст 6-7-8 я описала здесь.

3. В-третьих, часть занятий может быть общей для всех детей. Например, чтение утром Писания или Житий Святых: мама читает всем вслух, затем дети пересказывают кто что понял, начиная с самого младшего, каждый более старший добавляет упущенные детали, а самый старший рассказывает о том, какой можно извлечь урок из прочитанного. Так же с географией, например: берем перечень географических объектов, которые нужно выучить, и ищем его на карте все вместе, начиная с младших.  В моем посте «до школы» я описала возможный круг занятий с детьми, если на это есть время. Если времени нет, самое важное — читать дошкольнику как можно больше, в помощь тут аудиокниги.

Любая программа для семейного обучения потребует от мамы умения совмещать обучение своих разновозрастных детей, этот навык обязательно у всех разовьется, кто будет к этому стремиться.

И еще раз мой всем искренний совет: учите русский язык! 🙂 Знание русского ну вот прямо ОЧЕНЬ нужно для семейного образования.

Фото с сайта: http://domikru.net/samye-krasivye-porody-loshadej.html

Боливар не выдержит двоих, или как обучать дома несколько детей: 25 комментариев

      1. Ну вот Вы описали схему. Насколько у Вам самой получилось это сделать; чего пока не сделали но по Вашему ощущению надо обязательно?….
        И вообще, вцелом, Вы создали определенный режим обучения детям. А какие у Вас самой к нему претензии, ну как Вы…… «фальсифицируете гипотезу», если угодно аналогию из научного мира.

        Нравится 1 человек

      2. У меня программа разработанная, по которой я работаю. Результатом довольна 🙂 хочется больше уделять совсем мелкому, но, так как пишу учебник, времени не хватает.

        Нравится

      3. А так в СО нет предела совершенству 🙂 многое хочется улучшить, но мне нужно разрабатывать материалы, в первую очередь для своих детей. Из-за этого много чего не успеваю. Английским, например, в том объёме в котором хотелось бы с ребёнком заниматься на успеваю

        Нравится

  1. Да, с русским беда, учитывая, что в средней школе, просто не было учителей. Справочники по русскому, открывая, начинаю потихоньку умирать. Скачала кучу учебников, пытаюсь усреднить. С какого возраста нужна Фонетика?
    И какие еще языки Вы будете включать и с какого возраста?

    Нравится

  2. а вот меня один вопрос мучает. я старшую(6 лет) , как-то так получилось, нагружаю постоянно младшей , то есть она с ней алфавит учит, цифры, не считая какой-то бытовой помощи(уложить иногда младшую спать, одеть-раздеть). И вот постоянно думаю-а правильно ли это? вроде как она же не должна ее учить, это больше моя обязанность. часто загружаюсь на эту тему. как вы считаете? как по вашему опыту? русский язык для меня основной предмет в программе, я считаю, отсюда все ноги растут. иногда пересматриваю Розенталь+орфоэпический минимум, очень интересна этимология слов-детям нравится, когда объясняю. Правда, у меня у старшей есть проблемы с речью(алалия), так что мы с ней русский как иностранный учим. Сложно, но в этом есть определенный позитив- приходится свою речь структурировать+ уделять внимание темпу речи, дыханию (здорово помогает детская флейта). На младшей, у которой нет проблем, такой подход дал неплохой результат, речь получается более красивая, богатая и артикуляция, конечно. Ходили к логопедам, но ни один логопед этого не дает. Пришла к выводу, что надо каждый день заниматься. Например, у нас семейное развлечение — смотреть в окно и описывать, что видим. По началу я описываю, дети запоминают клише(повторяют), потом сами.И еще у кого-нибудь есть дети с речевыми сложностями. Как вы выходите из ситуации? Извините, за такой длинный опус, просто здесь все люди очень интересные и творческие,а на обычном форуме народ только лекарства обсуждает

    Нравится

      1. Ирина,скажите пожалуйста,а из учебника Закожурниковой вы тоже опускаете понятные ребенку упражнения или все подряд выполняете?Мы стали по нему заниматься(2-й класс) после того как прошли Шаг за шагом Ахременковой пособие(та часть что для 2-го класса) и с многими темами уже знакомы.Вот думаю,имеет ли смысл отрабатывать материал еще на множестве различных упражнений из учебника или достаточно нескольких для закрепления и повторения пройденного.
        И еще вопрос-каких авторов лучше брать для переписывания текстов-Чехова не рано?или лучше классиков детской литературы-Бианки например,Ушинского..?

        Нравится

  3. как здорово! Дай Бог вам сил. Как вы успеваете столько литературы перелопатить, это же титанический труд. Может быть , по этимологии русского языка что-нибудь посоветуете, у вас круг общения несоизмеримо шире. Я так и не нашла ничего вразумительного, приходится отдельные куски собирать повсюду. Кстати, слово «ребенок» происходит от слова «работник» с уменьшительно-ласкательным суффиксом :), т.е. на современный язык «работничек». Моим такое определение понравилось:). Вот , решила поделиться:)

    Нравится

  4. Да!
    Ирина я поняла, об этом наверное и спрашивала)))
    Все-таки у мня такие же ощущения, СО это не обучение, а это именно образование (да капитан))))), это система жизни семьи….

    Нравится

      1. Воооот. А поняв это мы неизбежно приходим к тому, что если мы воспитываем своих детей в нашей православной вере, а это система и в ней нет мелочей, слишком важен результат — то я как родитель не могу достигнуть своей цели имея в руках такой странный инструмент как общеобразовательная школа. Ну он не подходит для этой цели, нужны другие инструменты.
        Экскаватор не будет так хорошо танцевать балет как Плисецкая.

        Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s