Мои выступления

Если мы отдаем образование детей в чужие руки, то и воспитание отдаем туда же

11850609_1035053769847461_1995242754084739324_o

Первая часть моего интервью порталу Символик

Может ли ребенок, которого родители забрали из школы и перевели на семейное образование, получить полноценные знания? Не превратится ли жизнь родителей, примеривших на себя роль учителя, в кошмар? Об этом и многом другом мы говорим с Ириной Шамолиной, мамой трех детей и активной сторонницей семейного образования, с 2015 г. работающей советником протоиерея Димитрия Смирнова — председателя Патриаршей Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства.
Предлагаем Вашему вниманию первую часть нашей беседы.

Ирина Шамолина: Прежде чем ответить на Ваши вопросы, хочу спросить, как Вы лично как относитесь к семейному образованию?

«Вокруг семьи»: С большим сочувствием. Но меня беспокоит то, что самоорганизация и самодисциплина родителей может подкачать, и ребенок не получит достаточных знаний. Кроме того, уверен, что многих родителей беспокоит вопрос о возможности сочетать домашнее преподавание с работой. По Вашему опыту — сколько родительского времени уходит на разработку методики обучения, самоподготовку, проведение уроков?

И.Ш.: По моим ощущениям, порядка 40% мам, которые учат детей дома, еще и работают. То есть находятся на частичной занятости. Понятно, что они работают не на полную ставку «с девяти до шести»: обычно они делают что-то из дома или приезжают на рабочее место, скажем, два раза в неделю. Но многие совмещают семейное обучение с работой – особенно те, у кого один или двое детей. Конечно, если детей четверо и сама мама беременная пятым, тогда с работой тяжело.
Ваш страх связан с тем, что вы переносите на семейное образование школьную модель. А это совершенно неправильно: вам не нужно, как учителю, 40 минут развлекать целый класс, не нужно быть готовым по каждому предмету что-то вещать 40 минут. Реально – это хорошо известно из педагогики – новый материал дается 10-12 минут. Это не лекция на полтора часа, как в институте. Все остальное время – это повторение пройденного, выдача и проверка заданий, разбор примеров и т.д.
Дети, которые уже хорошо читают и обучены курсиву, — то есть где-то начиная с девяти лет — большую часть работы способны делать самостоятельно. Я занимаюсь со своим ребенком (ему девять лет) в общей сложности час-полтора в день, плюс порядка трех часов он работает сам по плану, который я ему составляю на неделю. В этом плане расписаны задания на каждый день. Он идет по плану, отмечает, что сделано, а я потом проверяю.
Чем старше дети, тем больше они должны работать самостоятельно, и где-то к 14 годам родители переходят только на функцию контроля и помощи в трудных ситуациях.

«ВС»: Мне кажется, что программа старших классов не всегда по силам и родителям…

И.Ш.: Если родитель не может помочь, то спрашивает Google, а, если ответ его не устраивает, то заходит на сайт вроде repetitor.info и говорит: мне нужна консультация. Получить разовую онлайн-консультацию сейчас не проблема – если нужно, вам найдут даже профессора. В интернете множество информации, видеоуроков на самые разные темы. Крайне сложно найти в школьном курсе что-то такое, что не было бы уже кем-то разжевано и выложено в интернет. Но у детей, которые находятся на семейном обучении, такие тупиковые ситуации обычно крайне редки.
Поэтому, когда родители спрашивают меня, что им нужно сделать, чтобы подготовиться к семейному обучению, я отвечаю: выучить русский язык. Но это должен сделать любой человек, который хочет называться образованным.
Чтобы решить математическую задачу, достаточно найти общее правило. А с русским сложнее: если вы не можете исправить ошибки в сочинении, то ничего не поможет. Русский язык надо знать.
Никаких особых тайн для того, чтобы хорошо обучить ребенка дома, нет. Человек – существо самообучающееся, это его естественное свойство – обучаться, интересоваться, стремиться что-то узнать. Его Бог таким создал! Он любопытен, он хочет познать мир Божий, ему все интересно. Вспомните – пока ребенок не пошел в детский сад или в школу, он все хочет знать, обо всем спрашивает, камни, жучки, паучки вызывают у него бурю восторга. Как же нужно забивать этот интерес, чтобы он угас! Помещают ребенка в совершенно неестественную [школьную] среду, в учреждение типа больницы – и начинают насильно пичкать знаниями; как тут вообще можно чем-то заинтересоваться?!
Если у ребенка этот интерес не загублен окончательно, если у него хорошие отношения в семье, сохраняется связь с родителями – то, что в психологии называют «глубокой привязанностью», то переход на семейное образование позволяет ему не тратить энергию на преодоление этого стресса. Когда он почувствует себя комфортно – счастливым, любимым, в спокойной безопасной обстановке, то вся его энергия пойдет на то, чтобы заниматься, интересоваться, читать, узнавать, лазать по саду, выискивать жучков! Это само собой произойдет, потому что это естественное свойство ребенка. Достаточно лишь создать среду. Конечно, никаких гаджетов, никакого телевизора, а только хорошие книги и отношения, построенные на любви.

«ВС»: Кажется, что очень сложно сделать именно первый шаг – нужно изучить методики обучения, организовать «учебный процесс», как-то убедить ребенка заниматься по несколько часов в день…

И.Ш.: Вначале, когда ребенка нужно научить писать курсивом, родительского внимания, конечно, требуется больше. Здесь важно ребенка «не перегнуть», подобрать методику, которая ему подходит. Методик по обучению письму есть много; например, нам подошла методика Илюхиной, которая разбивает буквы на элементы: ребенок учится писать эти элементы и потом складывает буквы, как конструктор.
Нужно выбрать, к примеру, три методики, прежде всего те, которые понятны вам самим, то, что вы можете объяснить. В итоге что-то подойдет и ему. Этот момент в начальной школе, я бы сказала, самый сложный. Но все равно ребенок не может сидеть и писать четыре часа: его норма – полчаса в день.
Научиться писать, читать и считать – это очень простые вещи. Есть некоторые подходы, которыми я готова делиться. Например, при обучении чтению надо сначала хорошо выучить буквы, потом долго читать слоги. Пока чтение слогов не дойдет у ребенка до автоматизма, не нужно переходить к чтению слов: это сложно, надо поэтапно идти, а не скакать, это не нужно никому. В математике на ранних этапах – визуализация плюс выучивание таблицы сложения.
В «началке» все очень просто, особенно когда не нужно осваивать премудрости вроде «отступите с одной стороны две клеточки, а с другой – три», а если не отступил – вы плохо выучили ребенка (смеется). Не надо мудрить.

«ВС»: А как ребенка дисциплинировать в домашних условиях, заставить заниматься?

И.Ш.: Конечно, когда в семье много детей, приходится думать, как организовать их обучение. Есть рецепты, которыми пользуется любая многодетная мать. Это ранний подъем (мама встает до детей), все дети просыпаются в одно время, составляется четкое расписание дня, для каждого ребенка устанавливаются свои цели – ничего сверхъестественного. В такой график совершенно спокойно вписывается и семейное обучение, и люди еще и работают при этом.
С младшими детьми, если в семье построены нормальные отношения и дети получают от родителей достаточно персонального внимания, проблем не возникает. Ребенок лезет к родителям и не отстает от них тогда, когда ему не хватает этого контакта. Если же он насыщен родительской любовью, то может достаточно долго играть сам. Помогают аудиосказки. А если не работать, то вообще красота (смеется). Для женщины это такая радость – все время быть со своими детьми. Без семейного обучения, мне кажется, невозможно ощутить материнство в полной мере: все время присутствует «третий лишний» в виде школы, которая словно поселяется в семье и всех держит в постоянном стрессе: «ах, у меня завтра контрольная», «ах, мне надо исправить оценку», «ах, когда же у нас каникулы» и т.д.

«ВС»: Когда мама или папа берет на себя еще и роль преподавателя, не наступает ли у ребенка, прежде ходившего в обычную школу, когнитивный диссонанс?

И.Ш.: Типичная проблема, с которой сталкиваются (за редким исключением) родители всех детей, успевших походить в школу, – это иссушение связи с ребенком. Дело не в том, что ребенок не воспринимает родителей как учителей, а в том, что он их вообще не воспринимает. Чем больше ребенок ходит в школу, тем меньше места занимают в его жизни родители и тем больше – школа. Это неизбежно, потому что там протекает его основная жизнь, а родители его еще и подбадривают: давай, приспосабливайся, социализируйся. Вот он и приспосабливается. А сидеть на двух стульях он не может, он должен куда-то сориентироваться. В школе одно, дома другое – а ему нужно как-то выживать.
Поэтому, если ребенка забирают на семейное обучение в школьном возрасте, то нужно начать с восстановления контакта с ребенком, сделать это приоритетом номер один. Надо постоянно помнить: пока не восстановлен контакт с ребенком, пока ребенок родителей не слышит, пока при словах «давай позанимаемся» и при виде учебника его начинает трясти: «мне это не интересно, отпусти меня обратно в школу!» – нужно очень долго, кропотливо заниматься тем, что мы называем «расшколиванием». По сути — восстанавливать связь с ребенком, возвращать ребенка в семью.
Я всем советую прочитать книгу Гордона Ньюфилда «Не упускайте своих детей»: там подробно, очень детально расписаны все эти процессы.
Причина невосприятия родителей – именно в этом, а вовсе не в том, что родитель якобы не может выступать в роли учителя. Это надуманная проблема, это все равно что сказать: родитель – это не воспитатель. Вот в детском саду – воспитатель, а у родителя же нет диплома о воспитательском образовании! Но на самом деле воспитание и образование разделить невозможно. Поэтому, когда говорят: куда там маме заниматься семейным обучением, у нее столько детей, она занята, устала, — это то же самое, что сказать: ей некогда воспитывать детей, она занята, у нее другие важные дела.
Мы должны понимать, что, если мы отдаем образование детей в чьи-то чужие руки, то и воспитание отдаем туда же. Наше влияние на ребенка будет постоянно сокращаться, а авторитет школы – расти, расти и расти.
В семейном обучении есть целое направление – unschooling, обычно его выбирают люди творческих профессий, которые много ездят: артисты и т.д. Часто они не составляют вообще никакой программы – научили детей читать-писать, и все. И даже эти дети, которые не получили целостного систематического образования, на стандартных тестах показывают лучший результат, чем школьники, потому что у них лучше соображает голова. В целом они все равно узнают больше, несмотря на то, что систематически с ними не занимаются! А дети, которые учатся по программе, особенно по программе классического образования, показывают очень хороший результат. Самые престижные университеты мира уже объявили специальные условия приема для детей, получивших семейное образование: сюда, сюда, записывайтесь к нам! Они увидели, какой уровень знаний у этих детей, какой интерес к предмету, какие это живые дети!
И только у нас в глазах ужас: как он поступит в вуз?! Как будто школа кого-то готовит в вуз. По статистике, у нас более 60% родителей нанимают преподавателей для подготовки к ЕГЭ!

«ВС»: Это, видимо, осталось еще с советских времен, когда школа все-таки готовила детей к поступлению в вуз…

И.Ш.: Я закончила спецшколу с профильным изучением английского, одну из лучших в Москве, — и все-таки осталась недовольна своим образованием. Я считаю, что 10 лет моей жизни были потрачены совершенно неэффективно, и это одна из причин, почему я выбрала семейное образование для своих детей. За 10 лет без школы я узнала бы как минимум в 10 раз больше. Уча ребенка четыре года, я, по-моему, уже узнала больше, чем за весь курс школы. А насколько больше знает мой ребенок по сравнению с тем, что я знала в его возрасте, — и не сравнить! Поэтому даже в самую прекрасную школу я не верю. <…>

/ Окончание интервью читайте у нас в блоге через неделю

Подготовил Игорь Цуканов

Если мы отдаем образование детей в чужие руки, то и воспитание отдаем туда же: 25 комментариев

  1. Ирина, к Вам вопрос:о что скажете о «родительском университете», госпрограмме?
    И о конкретных преподавателях? Знаете кого-то лично, сотрудничали?
    Ну, не знаю короче что конкретно спросить, просто можете немножко рассказать своё мнение и свою информацию?
    На всякий случай спасибо ))))

    Нравится

      1. 🙂 поняла
        А знаете что-то о родительской школе «большая медведица»?

        Нравится

      2. Хм ну там есть и про семью и про образование)))
        Уточню свой вопрос, вообще-то немного не в рамках блога…
        (Но подобные вопросы видела к Вам здесь от других участников. Если Выс сочтете его некорректным — ну Вы просто не ответите, правда? Проще прощения если какие-то создадутся неудобства.)
        Интересует Ваше православное мнение о лекциях Л. Петрановской (я немного ознакомилась только с темами про школу и проблемы с обучением)

        Нравится

      3. Мне кажется Петрановская и к верующим немного скептически относится.Проскользнуло несколько раз в ее блоге. Хотя то ,что она делает в своей области, это конечно -памятник поставить! И она, насколько знаю, сторонник школьного образования.

        Нравится 1 человек

      4. Мария, что касается Большой Медведицы, то советую вебинары Екатерины Бурмистровой. Психолог, верующая мама 11-ти детей )))

        Нравится

  2. Ирина, огромное Вам спасибо и низкий поклон за Вашу работу!
    Поддерживаю каждое Ваше слово, т.к. свой опыт достаточно печален. Перевели на СО сына после 8 класса школы, т.к. интереса к учёбе не осталось вообще после школьных лет. Реабилитация сложная. Но никто не жалеет.

    Нравится 1 человек

  3. Спасибо! От периодического чтения Вашего блога у меня в душе наступило успокоение ))) Нет паники, оглядки «на таких, как все», чувствую, что семейное образование — это вполне по силам, а самое главное, я почувствовала, что СО — это огромное и естественное благо для ребёнка и родителей и ради этого можно преодолеть все трудности!

    Нравится 1 человек

  4. Ирина, добрый день! Знакомы ли Вы с методикой Ховарда? Представляется, очень уместна для домашнего образования (самостоятельная работа, самопроверка….).

    Нравится

  5. Ирина, спасибо огромное! Да, мой старший с большим трудом идёт заниматся. Для него это трагедия. Но после разговоров на отвлеченные от предмета темы или около предметные, он всё-таки занимается. И ещё его сейчас вдохновляет, что по ходу знакомства с новым материалом, он может задать вопрос по смежной теме и мы подробно будем говорить об интересующих его вещах. И если мы не возвращаемся к теме, я не агонирую, другим днём доберем!!! И это его потихоньку расслабляет. Как-будто пружина тугоскученная плавно распрямляется!!! Он становится спокойнее и увереннее. А у младшего прошло неврозное покашливание!!!!! Ну вот как тут не порадоватся!!!! Ирина и отец Дмитрий это ваша заслуга!!! Храни вас Господь!!!

    Нравится 1 человек

  6. Мы тоже думали о семейном образовании , но нам благословение не дал духовник, учимся в православной гимназии.

    Нравится

    1. Простите, Юлия, если мой комментарий покажется вам некорректным, но образование Ваших детей — это только ваша сфера, это ваша ответственность. И разве духовник имеет право благословить-не благословить на такой серьезный и полезный для всей семьи шаг??!! Как же мы легко за всем идем к духовнику и просим благословения на все, что угодно, только это «все что угодно» никак не связано с вопросами духовной жизни. А ведь это и есть истинная компетенция (если можно так выразиться) духовника: вопросы молитвы, поста и тд. Здесь, да, он что-то советует, благословляет. А по таким вопросам, как СО, нужно обращаться только к опытному в этой сфере человеку. Как много об этом говорит уважаемый Алексей Ильич Осипов, но мало кто его слышит…

      Нравится 1 человек

  7. Представляете, мне так родные и говорят » Отдай в детсад, там же профессионалы (!) будут заниматься с ребенком, а ты что, рисовать не умеешь, лепить не умеешь..» и тому подобное. У меня волосы дыбом встают каждый раз от таких разговоров, родные реально воспринимают меня только как ферму для рождения детей???!!!
    Вот в связи с такой проблемой купила книги Колдиной «Рисование», «Лепка», «Аппликация» с детьми 2-3 лет. как вы считаете, полезны ли такие занятия дома с мамой? Ведь можно организовать такие занятия малыша с мамой за рабочим столом в определенное время, а потом это перерастет в школьные занятия (имеется ввиду хоумскулинг). Но вы написали в статье, что ребенок 6-9 лет может сидеть и писать не более получаса в день, так стоит ли тогда в 2 года подолгу заниматься «за партой»? Какое ваше мнение? И ещё для меня до конца не решен вопрос, насколько много времени мать должна занимать своё дитя в день. До рождения детей мне казалось, что только детсадовские не умеют себя сами ничем занять, а что дети должны играть только сами, а мать — заниматься своими делами. А после рождения двоих детей я поменяла свои взгляды на противоположные- стараюсь «свои дела»- даже кухню и уборку отодвинуть на поздний вечер, когда дети спят, а всё время, а когда они бодрствуют- заниматься с ними. Грудной малыш, к примеру, когда не спит, постоянно почти требует присутствия матери рядом- даже его надо учить говорить слоги «МА» «БА», держать игрушку в руке, ползать, переворачиваться и так далее, а когда он спит- пребывать вместе со старшей 2-хлеткой, и если она не заигралась в свою игру- предлагать ей занятие. Какое ваше мнение по поводу вышеизложенного?

    Нравится

    1. Надежда, можно вам ответить из собственного опыта. У меня трое деток, и я вижу, что с детьми надо заниматься тем, что им в данный момент интересно. А не, например, вот сейчас будем лепить, рисовать и т.д. Тогда у них естественным образом развиваются все врожденные навыки, таланты, способности, интересы. Пусть хоть весь день занимается одним и тем же, пока не надоест. Все занятия по запросу. Просто дома должно все быть для этого. И не бояться давать клей, ножницы, краски (бывает, мамы не хотят потом все вытирать от красок и клея, или, что ножницами порезаться можно). Мои дошколята ножницами такие аппликации сами вырезают, дети в школе даже не сообразят, как это делать. А потому что навык самому придумывать, самому сделать то, что в голове родилось, не утерян, не забит образцами для подражания от воспитателей и учителей. И маме совсем не обязательно быть профессионалом в занятиях с детьми. Надо просто с вниманием находиться рядом и вначале проявленного интереса подсказать навыки. И вот увидите, как польётся из ребёнка умение все это развивать, что-то новое делать. А от вас только переодически показывать что-то более сложное. К чему ребёнок и тянется. В садик ни дня не ходили и в школу не пойдём!!! Ура!!! Будем на семейном обучении.

      Нравится 1 человек

  8. моя старшая долго была способна воспринимать информацию только лежа со мной в кровати, а сейчас мы сидим на диване, но ей параллельно надо что-то делать из конструктора, только так она усваивает материал. Как-то сама перешла за стол, пишет и рисует теперь там. А младшая сама спрашивает, тогда по месту объясняю(это может быть кухня, спальня, даже когда она на горшке сидит — в общем, где «приспичило» поучиться).

    Нравится 2 людей

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s